На Ставрополье могут снова появиться вытрезвители. Закон о создании таких учреждений приняли депутаты краевой Думы. Последние "пристанища для пьяных" в России закрыли в 2011 году. У людей, родившихся во времена СССР, о вытрезвителях остались весьма неоднозначные впечатления. Нужно ли их возрождать, и за чей счет будет "банкет", выяснил корр. ИА Stavropol.Media.
Здесь раньше находился медвытрезвитель. Яндекс-карты (6+)
У жителей краевого центра адрес "ул. Калинина, 3" долго был нарицательным. Именно сюда свозили перебравших людей. Сейчас на месте бывшего вытрезвителя располагаются подразделения вневедомственной охраны.
В конце 90-х ставрополец Дмитрий был студентом.
"Это теперь я — взрослый зануда и зожник. А в нулевые бухал часто, качественно и с размахом. Вытрезвитель и милицию традиционно опасался и ненавидел. Еще бы: несколько раз не мог после веселой попойки дойти до дома: вылавливали под белы рученьки и — на казенные простыни. Правда, если честно, забирали, когда я уже шел зигзагами. А потом похмелье и штрафы. Спасибо хоть уговаривал в вуз не сообщать", — делится Дмитрий.
Но однажды его мнение кардинально изменилось. Мужчина вспоминает: зимой после бурного застолья поругался с девушкой и на нервной почве решил пойти домой пешком через весь город. Устал, присел на лавочку и уснул.
Тематическое фото. ИА Stavropol.Media
"Очнулся в "трезвяке". Мне рассказали, что околевать начал. Неудивительно. Мороз был тогда до -20С°. И вот тогда я представил, что это могла бы быть моя последняя ночь. Перепугался так, что на несколько лет пить бросил. Да и сейчас стараюсь не злоупотреблять", — продолжает Дмитрий.
Кстати, таких замерзающих граждан в вытрезвителе ласково называли "подснежниками".
В некоторой степени на их спасение и нацелен новый закон.
"Многолетняя практика упразднения в крае так называемых медвытрезвителей показала, что проблема не ушла, она лишь нарастала все эти годы. Была связана с тем, что как правило, потерявших возможность ориентироваться в обстановке людей доставляли в отделения скорой помощи, осложняя их работу до вызова полиции", — сказал на заседании парламента председатель краевой думы Николай Великдань.
Тематическое фото. Сайт freepik
По его словам, это будут не пугающие народ учреждения, как прежде. Но они снимут многие проблемы в здравоохранении, в наркослужбе и в целом улучшат морально-социальное здоровье населения.
"Закон направлен на то, чтобы дифференцировать алкогольное, наркотическое и токсическое опьянение и часто спасти жизнь. Его принятие может снизить смертность. Я не буду приводить цифры умерших от передозировки, травм, обморожений, отравлений. Еще одна цель — предотвратить правонарушения, совершаемые как людьми в неадекватном состоянии, так и в отношении них самих", — считает председатель парламента.
Когда-то на Ставрополье функционировали 11 вытрезвителей: в краевом центре, Пятигорске, Минводах, Кисловодске и других городах.
"Один из моих первых репортажей был как раз про работу вытрезвителя. Почему-то тогда считалось модным отправлять туда начинающих корреспондентов. Шла с предубеждением, наслушавшись рассказов из серии " почти трезвого забрали ни за что". Но внутри трезвых как раз не увидела, а вот падающих, буйных и просто "никаких" насмотрелась. Помню, думала, ни дай бог встретить некоторых "пациентов" в темном переулке", — рассказывает журналист Арина Шаронова.
Тематическое фото. Сайт freepik (rawpixel.com)
В учреждении Ставрополя в 90-е годы служил ветеран МВД Сергей Блужин. Он давно на пенсии, но о тех временах помнит хорошо.
"На мой взгляд, структура была необходима, прежде всего, для самих граждан. В первую очередь это было медицинское учреждение, где работали фельдшеры со специальным допуском. Да, многие "пациенты" вели себя буйно, но сколько попадало тех, кто мог бы замерзнуть насмерть, погибнуть от отравления. И тут им вовремя оказывали помощь", — комментирует ИА Stavropol.Media Сергей Блужин.
Он говорит, что наряды вызывали часто. У него сохранилась тетрадь с цифрами, сколько человек прошли через вытрезвитель за год. Например, в 1989-м году доставлено 3285, в 1991-м — 3460, в 1994-м — 6511. Правда, не всех их помещали, некоторых после освидетельствования и обследования отпускали — когда выяснялось, что человек не представляет опасности ни для себя, ни для окружающих.
Табличка 2008 года. ИА Stavropol.Media
Остальные уходили по мере "выздоровления". Кто-то через несколько часов, а кого-то приходилось задерживать и на сутки.
"Повторю: степень опьянения определял фельдшер с соответствующим дипломом. Еще он знал, как оказать первую помощь, действовать дальше. То, что "гребли всех подряд" — миф. Кстати, тогда существовал и спецприемник для так называемых "бомжей", людей, занимающихся попрошайничеством. Их отвозили туда, помогали восстановить документы. Все-таки система заботилась о людях", — считает Сергей Блужин.
Он вспоминает, что несмотря на трудное время в стране, старались содержать учреждение достойно: чистое постельное белье, целая мебель, необходимые медикаменты. Администрация Октябрьского райисполкома нашла средства, чтобы сделать ремонт.
Советский антиалкогольный плакат. Из открытых источников
Правда, по тем временам принудительная гостиница обходилась недешево: приходилось платить штраф за появление в общественном месте в состоянии опьянения (правда, иногда ограничивались предупреждением). Да и за "услуги" нужно было раскошеливаться. По воспоминаниям "клиентов" в разные годы, в зависимости от ускоряющейся инфляции, суммы варьировались от 10 до 300 рублей.
Но идеализировать систему не стоит. В ставропольской прессе в нулевых годах звучали громкие дела о противоправных действиях силовиков, например, избиении в вытрезвителе. Но либо до СМИ многое не доходило, либо все-таки это были единичные случаи.
Кстати, депутаты подсчитали и стоимость "домов трезвости" — расходы региональной казны превысят 33 млн рублей за год. Как говорится в пояснительной записке, основная часть пойдет на зарплату сотрудников — 23,8 млн рублей, также около 2 млн рублей в год придется потратить на аренду помещения площадью от 300 кв. метров, в 1,58 млн рублей обойдется покупка мебели.
Когда появится первое учреждение в нашем регионе, пока неизвестно. А между тем, например, в Тамбовской области завершился прием заявок от участников электронного аукциона о капремонте и переоборудовании под вытрезвитель здания одной из центральных районных больниц. Начальная цена контракта –6,1 млн рублей.