После смерти — в огонь: строительство крематория разделило ставропольцев на два лагеря

Сторонники и противники сожжения тел объяснили, причем здесь религия, экономика и свобода воли
Тематическое фото
Фото: Сайт freepik

10 августа 2023. Крематорий планирует построить частный инвестор в Невинномысске до 2024 года. Информация о проекте стоимостью 126 млн рублей вызвала бурю эмоций в соцсетях. Впрочем, слово "крематорий" уже давно стало в крае своеобразной красной тряпкой. Нешуточные баталии между сторонниками закапывания и сжигания идут не первое десятилетие. Почему пока побеждают первые, и нужны ли в крае печи с колумбариями, выяснял корреспондент ИА Stavropol.Media.

Жительница Ставрополя Ирина 10 лет назад похоронила дедушку. Когда стало подводить здоровье, мужчина не раз упоминал о том, что желает упокоиться рядом с умершей супругой, но опасается: из-за нехватки места на кладбище не получится, участок рассчитан на одну могилу. Тогда у него и возникло желание, чтобы тело предали огню, а небольшую урну закопали возле почившей жены.

"Это можно было сделать только одним способом: отвезти тело в Ростов-на-Дону, где проводят кремацию и доставить прах обратно. Услугу предоставляли в городских ритуальных агентствах, заплатили мы около 30 тысяч рублей — немаленькие по тем временам деньги. Но дедушку в семье очень любили, поэтому экономить не стали", — вспоминает Ирина.

Сегодня услуга кремации "под ключ" оценивается ритуальными агентствами Ставрополя в суммы от 39 до 49 тысяч рублей. Где-то в нее включен самый простой гроб, где-то его придется приобретать отдельно. Для сравнения — на сайте крематория Ростова-на-Дону кремация без гроба жителей города оценивается в 10 тысяч рублей.


Тематическое фото. Фото: Сайт freepik

Ирина говорит, что после смерти и сама хотела бы быть сожженной в печи.

"Неприятно думать, что мое тело съедят черви, да и кремация, как я читала, считается более экологичной. Но опасаюсь, что только создам проблем родственникам, хоть в Ростов-на-Дону переезжай", — рассуждает ставропольчанка.

Сейчас в крае проходит закупка очередного участка для кладбища — на землю для будущего некрополя в Шпаковском округе выделяют из бюджета 11,7 млн рублей. Кстати, действующее Крестовоздвиженское кладбище, где хоронят и жителей краевого центра, территориально принадлежит этому же округу. В самом Ставрополе Новое и Новейшее кладбища, по мнению горожан, практически заполнены.

"Умершего недавно друга вручную "подселили" в могилу, где лет 20 назад похоронили его бабушку. Так родственникам не придется разрываться между погостами. Кремацию они бы финансово не потянули. Я походила по соседнему Новейшему кладбищу, ощущение, что свободных мест почти нет. А ведь люди умирают ежедневно, сколько еще земли мы займем захоронениями", — делится Мария из Ставрополя.


Погосты Ставрополя быстро заполняются. Фото: ИА Stavropol.Media

Противники крематориев в пабликах ссылаются на то, что сожжение противоречит традициям.

"Однажды попал в некрополь, где стоят урны с прахом кремированных. Пока ходил и смотрел, меня не покидало чувство противоестественности";

"Вера либо она есть, либо её нет, а верить из категории "тут верю", а тут мне так не нравится — это не вера. Из земли вышли, в землю уйдем, из земли воскреснем", — такие комментарии оставили пользователи, и похожих сообщений оказалось немало.

А что думают о кремации представители духовенства?

"Церковь говорит, что человек — образ и подобие Бога, а тело — храм Святого духа. И к нему нужно относиться с почтением. Почему освящаются гроб, кладбища и вообще совершается погребение? Это почтение к умершим, чин о прощении их грехов. В православии считается, что дух возродится к Богу, а прах — в землю. В землю, а не огонь, — объясняет протоиерей Владимир Волков.

— Не стоит думать, конечно, что отсутствие традиционных похорон лишит людей возможности попасть в Царство небесное. От многих погибших воинов, например, не осталось даже косточки, но их помнят, за них молятся. Но здесь речь идет, скажем так, о вынужденной форме погребения. В обычных условиях не вижу причин нарушать традиции".

Аргумент о нехватке мест для кладбищ священнослужитель считает неоднозначным.

"Получается, что для футбольных полей, гоночных трасс и даже скотомогильников земля находится, а для человеческих захоронений нет? Не очень верится. Тем более, что религия не возбраняет "подселять", как говорят в народе, одних покойников к другим. Например, на Успенском кладбище в Ставрополе тела уложены в несколько ярусов, как правило, речь идет о родственниках. Кстати, такие же "многоэтажные" захоронения есть в Киево-Печерской лавре, — рассуждает Владимир Волков.

— Кладбище — освященное место, где мы сохраняем останки наших умерших, любимых людей, туда мы приходим с друзьями, детьми, внуками, чтобы вспомнить близких. Поэтому неверующие люди пусть сами решают, как поступать со своими телами, но воцерковленные, скорее всего, выберут для себя традиционное погребение".


Ставропольские кладбища регулярно убирают активисты. Фото: Пресс-служба администрации Ставрополя

Впрочем, огненные похороны не приветствуют и представители других религий. 

"Для меня сожжение человеческого тела ассоциируется с концлагерями. Если крематорий требуется краю, то создавать препятствия не будем, конечно. Но по мусульманской традиции, умерших необходимо обмыть, одеть в саван и предать земле. И если прихожанин спросит мое мнение, то я никогда не посоветую отправлять усопших в крематорий", — комментирует муфтий Духовного управления мусульман в Ставропольском крае Мухаммад-хаджи Рахимов. 

Однако не все ставропольцы считают, что традиции незыблемы.

"Какая разница сожгут тело умершего человека или оно будет погребено? У нас уже этих кладбищ столько, что страшно представить, что будет с землей",

"В Ставрополе крематорий очень нужен. Иначе скоро полгорода будет кладбищем", — пишут жители в соцсетях. 


Ставропольские кладбища регулярно убирают активисты. Фото: Пресс-служба администрации Ставрополя

Как отмечает заместитель председателя Думы Ставропольского края седьмого созыва Александр Кузьмин, мало найти участок под погост. Надо, чтобы он был удобен для людей, доступен с точки зрения транспорта, что при нынешней застройке проблематично.

"Когда лет 20 назад выделяли землю под кладбище, я наивно думал, что ее хватит и для наших внуков. Ошибался. Но самое важное — выбор, который должен быть у человека. Пусть он сам решает, как поступить с телом после смерти, не нужно мешать. А если за возведение крематория хочет взяться частный инвестор — вообще замечательно, не будет нагрузки на бюджет", — считает Александр Кузьмин.

Депутат думы Ставрополя Геннадий Тищенко с коллегами уже не первый год выступает за создание крематория. Однако, по его словам, городские власти постоянно отказывают с различными формулировками, в том числе, потому что духовенство против.

"Аргумент не понимаю. Даже если не брать в расчет, что по Конституции Россия — светское государство, никто не собирается отнимать возможность хоронить в земле. Просто мы хотим предоставить альтернативу тем, кому она нужна. Сама услуга предусмотрена законом.

На мой взгляд, у кремации есть немало преимуществ перед традиционным захоронением. Самое очевидное с экономической точки зрения — сокращение потребности населенных пунктов в земле под кладбища. Так, в Ставрополе очередной участок приобрели в 2017 году и сейчас там свободно уже меньше половины. Заложены средства для покупки новой территории — впрок. А эти деньги можно было бы потратить на другие социально важные и полезные для жителей проекты, — рассуждает Геннадий Тищенко.


Без ухода кладбища быстро зарастают. Фото: ИА Stavropol.Media

Он уверен, что сторонников традиционного захоронения все равно останется немало, но, скорее всего, при наличии крематория земельного участка хватит не на 5-7 лет, а в разы больше.

"Например, когда кремацию только ввели в Новороссийске, на нее приходилось менее 10% от общего количества похорон. Сейчас — больше 35%. В Москве, насколько я знаю, в крематорий обращаются свыше 70% родственников умерших. И, кстати, это не мешает отпевать покойников. Разница в том, что потом тело не опускают в землю, а сжигают", — приводит доводы парламентарий.

Еще один аспект, который он озвучивает, — похороны людей без определенного места жительства, тех, у кого нет близких. Все расходы, в том числе, по уходу за могилами, ложатся на муниципалитеты. Кремация, по мнению Геннадия Тищенко, решила бы проблему, поддерживать в надлежащем виде колумбарий менее сложно и затратно.

"Но даже это не главное. В Ставрополе, насколько мне известно, почти каждый 10-й пользователь ритуальными услугами интересуется кремацией. Везти тело в Ростов-на-Дону, по карману не всем. В городах, где построены крематории, как правило, стоимость традиционных и "огненных" похорон почти одинаковая — действует принцип, чем больше, тем дешевле, что дает жителям возможность выбора", — продолжает Геннадий Тищенко.


Тематическое фото. Фото: Сайт freepik

Между тем, в одном из пабликов 31 июля появился комментарий отдела приема граждан администрации Ставрополя о том, что сейчас прорабатывается вопрос строительства крематория в городе с привлечением инвестора, и мероприятия по возведению включены в проект Плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития краевого центра до 2035 года.

"Сегодня люди гораздо мобильнее, чем в прошлые века. И при переезде они могут либо просто оставить могилы близких, либо провести эксгумацию, а потом перезахоронение, что сложно и затратно. Забрать урну с прахом гораздо проще. У меня самого немало родственников остались на кладбищах в Средней Азии, так что я знаю, о чем говорю", — резюмирует Геннадий Тищенко.

На момент написания материала нам не удалось связаться с инвестором, готовым построить крематорий на Ставрополье. Будем информировать о развитии ситуации.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость