10 октября 2023. Скандалы с учителями, унижение в классе, стычки подростков. Что делать, когда напряженные отношения в школьных коллективах перерастают в настоящий буллинг? Причем, травлю устраивают не только ученики, но и педагоги. В Ставропольском крае такие жуткие конфликты в образовательных учреждениях — не редкость. Только за последние два года к детскому омбудсмену региона поступило около 70 обращений. И это не предел — число жалующихся продолжает расти. Кто прав, а кто виноват в школьных баталиях, и что важно знать родителям, рассказала корреспонденту ИА Stavropol.Media уполномоченный по правам ребенка на Ставрополье Светлана Адаменко.
Детский омбудсмен Ставрополья Светлана Адаменко. Фото: соцсети Светланы Адаменко
— Светлана Викторовна, как часто к Вам обращаются с жалобами на буллинг в школе?
— Школьные конфликты были всегда, потому что школа — это живой организм, и все процессы, которые происходят с нами в жизни, неизбежны и в образовательном учреждении. Но к примеру, драки между школьниками, ссоры, выяснение отношений — это одна ситуация. Другое дело, когда возникают длительные напряженные взаимоотношения в коллективе, которые переходят в откровенную травлю, насилие одних детей над другими. Сегодня это, к сожалению, не редкость.
За последние два года в мой адрес поступило около 70 обращений, связанных с конфликтными ситуациями среди участников образовательного процесса и количество таких обращений растет. Больше половины из них связаны с конфликтом "учитель-родитель", другая половина состоит из конфликтов "ученик— ученик" и "учитель-ученик".
Ежегодно рост таких обращений мы наблюдаем в начале нового учебного года. Это и понятно. Идет формирование новых детских коллективов, родительские комитеты проявляют большую активность, и это порой не всех устраивает. Возникают разногласия между родителями. Часто родительские чаты, в которых ведется переписка, становятся местом разборок.
Нередко родители, не найдя понимания и поддержки в вопросах урегулирования внутришкольного конфликта у руководства школы, обращаются в вышестоящие инстанции, в том числе и к уполномоченному.
Тем не менее, мы рассматриваем обращения, как правило, с обязательным участием администрации школ, привлекаем специалистов краевого министерства образования, психологов, администраций муниципалитетов. Такие обращения мы всегда берем под особый контроль, особенно, когда речь идет о травле ребенка в школьном коллективе.
— С чем, на Ваш взгляд, связна подростковая агрессия и жестокость? Почему возникают конфликты между одноклассниками?
— Причин немало. Прежде всего, необходимо отметить, что дети не рождаются агрессорами и преступниками. Их такими делает среда, в которой они воспитываются. Все ниточки агрессивного и раздражительного поведения детей ведут в семью. Половина детских проблем возникает в семье, где их не понимают, давят психологически, совершают над ними насилие, не занимаются их здоровьем, попросту не любят.
На поведение школьников также влияют подростковые субкультуры, призывающие стремиться к лидерству, демонстрировать превосходство и подчинять тех, кто слабее. Такие дети в школе, как правило, являются инициаторами травли в отношении конкретного ребенка.
Одновременно это дети, у которых слабо развиты социальные навыки и низкая социальная компетентность. Но своим поведением такой подросток хочет привлечь к себе внимание окружающих, завоевать лидерские позиции и любой ценой быть в центре внимания.
Когда школьники не находят поддержки со стороны взрослых — они не знают, как себя вести. Тем более, если нет положительного поведенческого примера в семье.
Тематическое фото. Фото: Изображение от Freepik
— Кто становится чаще всего жертвой агрессии и травли?
— Дети, которые отличаются чем-то от других, в том числе одеждой, внешностью, наличием какого-то физического недостатка, не имеют сотового телефона или он очень простой. Часто жертвами становятся те дети, которые ябедничают, часто плачут, хвастаются.
Нередко, особенно в младших классах, дети быстро перенимают негативное отношение учителя и начинают травить "неугодного" одноклассника. Педагог обладает властью, опытом и в этом возрасте воспринимается как непререкаемый авторитет. Школьник, ставший объектом учительской неприязни, не понимает ее причин, считает себя виноватым во всем.
Нам приходилось с этим явлением сталкиваться. Обращаются, как правило, с этой проблемой родители. В этих случаях мы всегда защищали ребенка и его права на комфортное пребывание в школе.
— Получается, что в ставропольских школах сегодня встречается учительский буллинг?
— Конечно. И далеко не всегда дети становятся зачинщиками травли. Не редки случаи, когда школьный буллинг провоцируют те, кто должен с ним бороться — педагоги. В одной из школ учитель предложила детям написать на доске фамилии плохих детей.
В другой школе учитель математики грубо себя вела в отношении неуспевающих учеников, унижала их достоинство, демонстрировала неприязнь, повышала требования без учета уровня образования учеников. Мы рекомендовали педагогическому совету школы рассмотреть вопрос о несоблюдении педагогической этики учителем. Ситуация, конечно же, поменялась, но не до конца. Администрация школы мотивировала присутствие учителя в школе тем, что найти математика будет крайне сложным. Вопрос и сегодня у нас под контролем.
Конечно, высокая нагрузка, профессиональное "выгорание", большое количество учеников в классе, поведенческие особенности детей сказываются и на реакции учителя. Но педагоги всегда должны уважать честь и достоинство учеников, родителей, не нарушать профессиональную этику. Антипедагогические методы воспитания недопустимы, поскольку публично ранят и унижают ребенка, наносят ему психологическую травму.
— Как родителям понять, что ребенок подвергается травле в школе?
— К сожалению, дети часто молчат о проблемах с учителем, одноклассниками, надеясь решить их самостоятельно. Некоторые школьники боятся, что вмешательство взрослых только усугубит ситуацию. Но родителям надо быть внимательным к детям. Важно не пропустить тревожные звоночки. К примеру, если у ребенка нет желания идти в школу, он избегает мероприятий, прогуливает уроки, не имеет друзей, никого не приглашает в гости, боится отвечать у доски перед всем классом, теряет аппетит, плохо спит. Это должно вызывать тревогу у родителей.
— Что делать родителям в таком случае? Куда они могут обратиться?
— "Само рассосется" — не подходит в этой ситуации. Оставлять ее без внимания нельзя.
Первое, это надо разговорить ребенка. При этом не упрекать его и не критиковать "сам виноват". В семье, где присутствуют доверительные отношения, разговорить ребенка и дать ему понять, что он не один, сделать будет не трудно. Главное — внимательно выслушать.
Второе, следует обязательно переговорить с классным руководителем, психологом. При этом воздержаться от агрессивных разборок. Здесь нужен диалог и хороший контакт с учителем. При правильном подходе всегда можно сделать так, что ребенок станет частью школьного коллектива.
Родители могут обратиться к директору школы и, если не получится решить проблему, далее во все инстанции, в том числе в правоохранительные органы. Не забывать надо и про детский телефон доверия (8-800-2000-122), где специалисты всегда окажут помощь и дадут рекомендации.
Родители также могут обратиться в аппарат уполномоченного по правам ребенка. В любом случае, ребенок должен чувствовать себя в безопасности в школе и знать, что родители всегда будут на его стороне и эту безопасность организуют.