28 августа. Для журналистов ИА Stavropol.Media организовали экскурсию в собор апостола Андрея Первозванного. Это один из самых старых храмов краевого центра. Гостей встретили протоиерей Игорь Подоситников и хранитель музея церковной истории и искусства Ставропольской митрополии Екатерина Кантлокова. Они показали жизнь церкви изнутри, рассказали о ценных святынях и исторических фактах.
Собор основан в середине XIX века — в 1847 году. Ставрополь тогда был небольшим разрастающимся городком. Место, где находился храм, считалось окраиной (улица Пушкина, к слову, когда-то называлась Крайней). Вокруг простирался лес — его называли Архиерейским. Здесь и возвели деревянную церковь, получившую имя святого апостола Андрея Первозванного. Она вмещала до 500 человек.
Примерно через 10 лет после основания на ставропольскую кафедру назначили архиерея Игнатия Брянчанинова, одна из важных личностей христианского мира, особенно на Северном Кавказе. При нём на территории Андреевского собора устроили архиерейский дом. И все архиереи, а также монахи, вплоть до революционных событий жили именно здесь.
Постепенно Ставрополь разрастался, и появлялась потребность в больших храмах. Поэтому на современной территории собора начали возводить строения архитектурного комплекса. Первым появилось здание, которое прилегает к храму. Сейчас там находится епархиальное управление.
В 1888 году построили колокольню. К 900-летию со дня крещения Руси на втором этаже ее преобразовали в храм в честь равноапостольного князя Владимира. Она была надвратной: внизу находились ворота и молящиеся заходили через них.
Последним здесь возвели непосредственно сам храм в честь апостола Андрея Первозванного. Архитектором здания в русско-византийском стиле выступил Григорий Кусков, он проектировал многие здания Ставрополя.
Храм мог вмещать 1,5 тысячи человек. При разработке проекта архитектор вдохновлялся собором со святой горы Афон.
"Храм пристроили вплотную к архиерейскому дому. Поэтому, когда до революции владыка Агафодор Преображенский тяжело болел, он мог присутствовать на богослужении, смотря в окошко кельи прямо внутрь собора", — делится Екатерина Кантлокова.
В 1920 году в Ставрополе установился богоборческий политический режим, и постепенно многие храмы начали закрывать, переделывать, разрушать. Андреевский собор практически избежал разрушения: здесь снесли верхнюю луковку и звонную часть колокольни.
От старого здания XIX века здесь осталось только два первых этажа. В 30-е годы ХХ века в самом соборе устроили городской архив. Просуществовал он там до Великой Отечественной войны. Во время оккупации города фашистами храм открыли для молящихся — как прибывших сюда румынских солдат, так и горожан. Архивные документы отсюда перенесли.
Когда Ставрополь освободили в январе 1943 года, храм уже не стали закрывать и частично отдали верующим. На его территории возвели стену: до 1992 года она разделяла двор. Корпус, где когда-то проживали архиереи, город оставил себе. Одно время там располагалось министерство культуры края, но большую часть времени здесь была кафедра пединститута. Только в 1992 году стены снесли, а территорию полностью отдали церкви.
Постепенно храму вернули первоначальный облик. Восстановили сначала луковку, а в начале 2000-х годов и саму звонницу. Сейчас на территории Андреевского собора расположилась также духовная семинария.
Внутри храма из его первоначального облика мало что сохранилось. Тем не менее, при реставрации на одном из сводов нашли роспись XIX века. К месту расположения хора ведёт винтовая чугунная лестница, изготовленная на ставропольском заводе Руднева и Шмидта. Точно такие же есть в первой музыкальной школе, а ещё в закулисье филармонии.
В храме сохранились старинные иконы. Многие из них приносили сюда горожане после Великой Отечественной войны. Люди оберегали их во время разорения этого и других храмов города. Известно, что в конце XIX века в Андреевском соборе был кипарисовый резной иконостас, в росписи которого участвовал известный осетинский поэт Коста Хетагуров. Увы, он не сохранился.
"В храме есть три предела — это такие церкви внутри церкви. Каждый из них имеет свой отдельный алтарь. Центральный — в честь святого апостола Андрея Первозванного, правый — в честь Казанской иконы Божьей Матери и левый — в честь Николая Чудотворца", — рассказывает наш гид Екатерина.
Чтобы узнать, в честь кого освящен храм, достаточно посмотреть на иконостас. Обычно третья икона от царских врат — это и есть святой, в честь которого освящен храм.
Основная часть собора обычно самая большая — она символизирует мир предстоящих перед Богом людей. Самая маленькая часть церкви — притвор. Это такое небольшое обособленное помещение, которое раньше имело достаточно серьёзное символическое значение.
Там молились люди, которые только готовились принять крещение, либо наказанные священником во время исповеди. Притвор символизировал место, далёкое от Бога. Поэтому зачастую там изображали сюжеты грехопадения, страшного суда. Сейчас притворы в церквях показаны символически.
Посередине храма стоит тумба с иконой — её называют аналой. На ней обычно лежит либо икона в честь кого освящен храм, либо икона праздника или всех святых.
На тумбе посреди зала расположены иконы по случаю праздников. Фото: Сергей Бумагин, ИА Stavropol.Media
В центре храма располагается небольшое возвышение — оно называется кафедра. Это символ архиерейского присутствия: на ней должен стоять архиерей в определенный момент богослужения. На постоянной основе они установлены в церквях, которые имеют особый статус. В Ставрополе такой чести удостоены три собора, и Андреевский — один из них.
Среди икон храма есть две старинных. Одна из них — XIX века с изображением Святой Троицы. Она написана и вышита в Иоанно-Марьинском женском монастыре — сейчас это территория в северо-западной части Ставрополя. В XIX веке это был один из крупнейших монастырей юга России, который славился своим золотошвейным мастерством.
"Очевидцы говорят, что до 90-х годов икона была очень тёмная. Но постепенно во время богослужений просветлялись одежды и лики. Теперь её почитают как икону, с которой совершилось чудо обновления. К слову, она не каноническая: здесь изображён Бог-Отец, которого никто никогда не видел", — поясняет Екатерина Кантлокова.
Рядом находится копия образа Николая Чудотворца, который называется Устрица. Оригинал хранится на Святой горе Афон. По легенде, в XVI веке монахи возле Святой горы вытащили сетями из моря икону, которая была заклеена ракушками, а лик у святого закрыт большим створчатым моллюском. Когда их оторвали, как говорят верующие, икона начала кровоточить.
Ещё одна реликвия — ковчег с частицами мощей святых из Киево-Печерской Лавры. По традиции, микроскопические частицы останков помещают в капсулу и развозят по разным концам мира. Ковчег, в котором находится 49 таких мощей, собрал для Ставрополя владыка Гедеон Докукин.
Как рассказала Екатерина Кантлокова, в это время здесь губернатором был его брат. Получилась синергия духовной и светской власти, что пошло на пользу церкви. Начали строиться храмы. Святитель Игнатий Брянчанинов, кстати, был инженером по образованию и проектировал церкви. Проект колокольни при Казанском соборе создавался при его участии совместно с архитектором Воскресенским.
Брянчанинова подвело здоровье. Через четыре года он попросился на покой. С тех пор оставался настоятелем монастыря и занимался писательской деятельностью. Его книги переиздаются до сих пор. Кстати, Брянчанинов в каком-то смысле и коллега по цеху ИА Stavropol.Media. Он известен и как публицист, много писал для "Ставропольских епархиальных ведомостей".
Хранятся в соборе и более современные артефакты. Образ Свято-Крестовской Пресвятой Богородицы стал важной святыней для Ставрополья. Она напоминает о страшных событиях — теракте в Буденновске 1995 года.
"Говорят, что накануне освобождения жители Будённовска, находившиеся внутри больницы, через окна видели на небе явление Божьей Матери, которая стояла, склонившись, молясь перед крестом. На следующий день после явления боевики согласились покинуть больницу", — рассказывает гид.
Икона в память о буденновской трагедии хранится в Андреевском соборе Ставрополя. Фото: Сергей Бумагин, ИА Stavropol.Media
Эта икона является одним из первых образов Свято-Крестовской Пресвятой Богородицы. Она сделана из ткани и бисера, чтобы подчеркнуть воздушность явления Пресвятой Богородицы. Однако несколько лет назад икону изобразили иначе: святая предстала в полный рост, под ней находится больница, боевики и заложники, а ещё ниже изображен монастырь. По бокам написаны имена всех погибших в этом страшном теракте. Окончательную версию иконы можно увидеть в Казанском кафедральном соборе.
Во дворе стоит ещё один артефакт — колокол из Михайло-Архангельского храма Грозного.
Колокол приехал из Михаило-Архангельского собора в Грозном. Фото: Сергей Бумагин, ИА Stavropol.Media
В 1996 году в него попал снаряд от миномётного орудия в одном из боев. Он упал и деформировался. Солдаты сначала хранили его в военной части, а потом перевезли сюда. Его здесь называют своеобразным памятником чеченской военной кампании.
Побывали журналисты ИА Stavropol.Media и в семинарии. Образовательное учреждение существует с середины XIX века, но в разное время располагалось в разных помещениях. Это строение появилось только в 1989 году.
Обучаются в вузе пять лет, поступить могут только мужчины. Здесь изучают священное писание, библеистику, искусство проповеди, а ещё несколько языков: греческий, латынь, английский, немецкий или арабский.
Помимо ЕГЭ желающим обучаться здесь нужно иметь рекомендательное письмо от священника, у которого молодой человек должен хотя бы год быть послушником при храме. Девушкам получить религиозное образование сложнее: но для них есть отделение приходских специалистов. Это вечерняя форма обучения. После его прохождения можно проводить беседы с теми, кто готовится принять крещение или венчаться.