21 сентября. Почти 20% заявок о пропажах людей у ставропольских волонтёров связаны с поисками тех, у кого есть проблемы с памятью. Они могут выйти из дома и искать адрес, которого не существует, или сидеть на остановке в одном халате и тапочках. В день борьбы с болезнью Альцгеймера о том, как вести себя с дезориентированными людьми, в беседе с корр. ИА Stavropol.Media рассказала Виктория Подопригора, старший информационный координатор добровольческого поисково-спасательного отряда "ЛизаАлерт" в Ставропольском крае.
Из 571 заявки за год с сентября 2024 по август 2025 года в региональном отделении зафиксировали около 100 заявок на поиск людей с проблемами с памятью. Это практически 20% от общего числа заявок и некоторые из них подаются повторно.
Как делятся специалисты, определённого сценария развития событий нет.
"Каждая семья уникальна. Кто-то замечает выход из дома родного человека сразу, кто-то может подать заявку через несколько дней. Но какими бы ни были сроки пропажи, со стороны отряда первый этап работы с заявкой — сбор информации о пропавшем, месте и обстоятельствах его пропажи. Родственникам при подаче заявления о пропаже необходимо подробно описать, что вспоминает пожилой человек, чего боится, куда стремится. Какие адреса помнит из жизни, даже если кажется, что он туда не пойдет. Далее связываемся с сотрудниками полиции, параллельно прозвон медицинских учреждений, распространение ориентировки в интернете", — рассказала Виктория Подопригора.
Затем формируются экипажи, организуется штаб и ставятся пешие задачи в городе или природе.
Предугадать наверняка маршрут и направление дезориентированных людей невозможно. Каждый человек прожил свою жизнь, у каждого из них свои дороги, свои цели. Кто-то стремится домой, в другой город, кто-то ищет знакомое место из своего детства. Кто-то просто садится в транспорт и выходит там, где вышли большинство пассажиров. Кто-то стремится на кладбище к умершим родственникам.
Подготовиться близким к тому, что человек уйдёт из дома и не вернётся достаточно сложно. Волонтёры дают следующие советы: нужно постоянно обновлять фотографии родственника с когнитивными расстройствами и покупать ему яркие вещи. Очень часто добровольцы сталкиваются с фотографиями двух-, трёх-, а иногда и десятилетней давности. Это мешает обнаружению человека и увеличивает время пребывания на улице. Так же обратить внимание на пропавшего помогает яркая одежда. Она сможет стать своеобразным маячком и даст больше шансов на быстрое нахождение.
Нельзя рекомендовать родственникам человека с болезнью Альцгеймера покупку технических средств, кулонов или браслетов. Главная проблема в том, что все посторонние, незнакомые предметы пожилые люди могут снять, выкинуть или потерять.
"Только семье известно, что готов носить их пожилой родственник, браслет, кулон, записки, нашивки на одежду. Исходить из предпочтений. Тут важно понимать: если это спрятано от посторонних глаз — например, кулон — под одеждой, то прохожий не будет проверять, есть ли у найденного человека что-то подобное или нет. А дезориентированный человек возможно не вспомнит, что у него записка или кулон с собой", — рассказала Виктория.
Кроме того, на таких вспомогательных средствах не стоит указывать адрес: чтобы избежать совершения противоправных действий в отношении дезориентированного. И не рассчитывать на 100% срабатывание этих девайсов.
В практике волонтёров есть и ситуации с одинокими стариками, которых никто не искал. Это найденные, дезориентированные люди, так называемые обратные поиски. При таких заявках добровольцы ищут родственников дезориентированного и актуальный адрес проживания.
"Лучший способ распознать человека, которому нужна помощь — поговорить с ним. Нет определённого алгоритма и списка вопросов. Реакция на вопросы может быть разная. Распознать деменцию тоже сложно, иногда она не проявляется внешне", — поделилась инфорг отряда.
Чтобы понять, что человек дезориентирован, а не просто отдыхает на скамейке или ждет кого-то, стоит остановиться, понаблюдать и поговорить. Самыми частыми паттернами являются:
Дезориентированные люди, нуждающиеся в помощи, чаще сами охотно идут на контакт и с радостью принимают помощь.
"Если человек настороженно отнёсся к вашим вопросам, отвечает с неохотой и не хочет вступать в диалог, но вы совершенно уверены, что он нуждается в помощи, например, сидит в одном халате, босиком зимой на остановке, вызывайте скорую и полицию. Поиски вариантов найти подход лишь усугубят ситуацию", — рассказала Виктория.
Своё имя человек наверняка назовёт, но может путаться в времени года, времени суток и городе. На все эти вопросы он может не захотеть отвечать. Поэтому нужно смотреть по ситуации.
Нельзя подходить к найденному неожиданно и резко. Не стоит предлагать еду, лекарства, лучше ограничиться негазированной водой. Не нужно оставлять найденного человека одного и при этом не рекомендуется пытаться удержать его.
Алгоритм действий для очевидца следующий: звонок в 112 и на горячую линию отряда. Важно сфотографировать и ненавязчиво сопровождать его максимально долго. Если человек идёт на контакт, то можно сопроводить его на "Островок безопасности". Оставаться рядом и дожидаться приезда добровольца или сотрудников полиции.
"Не нужно отвозить по названному адресу. Этот адрес может быть в памяти, а человек давно там не живет", — дала совет информационный координатор отряда.