Везучий оператор мавика: вылет, наблюдение, посадка на шнурки и снова в воздух

Часто операторам приходилось выполнять специальные задачи по изоляции наших позиций
ZA СВОих
Везучий оператор "мавика"
Фото: "Военный вестник Юга России"

Stavropol.Media, 1 декабря. "Мэрс" — оператор FPV-дрона в 242-м гвардейском мотострелковом полку 20-й гвардейской мотострелковой дивизии "Южной" группировки войск.

Свою службу в армии "Мэрс" начал с артиллерийского подразделения. Сначала он занимался предварительной разведкой местности и планированием обустройства позиции. А со временем в этом подразделении он прошёл путь от заряжающего до командира артиллерийского орудия Д-30.

Первая задача в ночной лесополосе

В зоне СВО "Мэрс" освоил новое дело, сменив артиллерийский расчёт на штурмовую группу. И первым направлением, на котором он начал выполнять боевые задачи, стало село Победа. Три месяца он непрерывно выполнял боевые задачи, подавляя огневые точки противника, удерживая занятые позиции и продвигаясь дальше. На всю жизнь отложился в памяти первый штурм.

В ночной тьме группа продвигалась по лесной полосе, взвешивая каждый шаг. Задача стояла — не обнаруживая себя, дойти до указанного квадрата, где пересекались лесные дороги, а после, дождавшись команды командира, приступить к захвату позиций противника. Сложность ситуации заключалась в том, что здесь враг оборудовал на возвышении мощные бетонные укрепления. Пулемётные точки, закопанные и хорошо замаскированные артиллерийские орудия, миномётные расчёты — всё это ВСУ использовали для противостояния нашим штурмовым группам.

— В кромешной тьме, хоть глаз выколи, мы подбирались к блиндажам неприятеля. Хотя из-за периодических артобстрелов леса там почти не осталось. Вокруг летают вражеские "бабкиежки", FPVишки и наблюдательные дроны. Из-за такого обилия "птиц", непрерывно ведущих воздушное наблюдение, двигаться нужно было без фонарей. И вот так идёшь, почти не видишь, куда ступаешь, и упираешься в спину товарищу, чтобы не потеряться.

Несколько раз штурмовики шли в "накат" на это укрепление, и в конечном итоге общими усилиями противник был выбит. И наши подразделения продвинулись дальше.

Обучение новому делу

После напряжённых боёв "Мэрс" захотел освоить новую профессию и начал обучаться работать на развед-дронах. В этом деле мощным подспорьем для него стал опыт штурмовой работы.

— Так как я сам выполнял стрелковые задачи, я понимаю, как это выглядит на земле, и могу предугадать действия противника. Благодаря этому появляется понимание, как самому надо действовать, с какой стороны посмотреть и как лучше проявить инициативу.

После тренировок на полигоне — первая боевая задача. Вместе с товарищами "Мэрс" заехал на мотоцикле на позицию возле села Дачное. Группа оборудовала укрепление, замаскировав оборудование и выставив ретрансляционные антенны. Затем первый вылет и первая цель — разведка местности. Днём и ночью он вглядывался в экран, патрулируя лесополосы. Операторская рутина: вылет, наблюдение, посадка "на шнурки" (так операторы называют замену батареи у "мавиков") и снова в воздух.

Часто операторам приходилось выполнять специальные задачи по "изоляции" наших позиций, подавляя попытки противника незаметно подобраться к нашим подразделениям. Так же в ходе разведывательных мероприятий "Мэрс" более десяти раз обнаруживал тяжёлые мультикоптеры "Баба-яга". Отслеживая их от взлёта до посадки, он затем помогал их уничтожать, корректируя огонь артиллеристов по блиндажам ВСУ.

Помимо наблюдения за общей обстановкой, оператору приходилось заводить группы на позиции, сопровождая их с воздуха. А также помогать во время боя штурмовикам, поражая противника сбросами ВОГов и гранат.

Как "дроновод" он освобождал Новомихайловку, Курахово и Дачное. Затем подразделение перебросили под Калиново. Развивая успехи наших войск, прикрывал действия штурмовых групп в селе Воздвиженка. А когда подразделения полка подошли к Водяному и Малиновке, обеспечивал их работу разведданными.

Фортуна, сопровождающая "Мэрса"

За везучесть и успех в боевой работе товарищи прозвали "Мэрса" Кощеем. Выполняя задачи на новой позиции в Тарасовке, он ещё раз проявил свои лучшие качества.

На этом направлении укрепления противника находились крайне близко к нашим позициям. Ещё закатываясь на точку, операторы увидели много чужих дронов в воздухе. За время напряжённой работы БпЛАшникам пришлось побегать, сменив несколько блиндажей из-за пристального внимания вражеских "птичек". Несмотря на объективные трудности, боевую работу они выполнили, непрерывно ведя наблюдение и корректируя действия штурмовых групп.

В один из дней дроноводы ВСУ нанесли удар по позиции "Мэрса", сильно повредив укрепление, после чего было принято решение откатываться на другую точку. 
Часть пути нужно было пройти по довольно опасному участку местности. Как назло, воздух в тот день был особенно сильно заполнен наблюдательными дронами противника, что осложняло передвижение. Дойдя до открытого участка местности, операторы стали преодолевать его по очереди боевыми двойками. Так первые двое товарищей пробежали незамеченными для противника.

А когда начал передвигаться "Мэрс" вместе с другим оператором, справа от него из-за угла разрушенного здания вынырнул дрон-камикадзе. Взвесив ситуацию, он понял, что уже продвинулся слишком далеко на "открытке" и не успеет добежать до укрытия. Заметив слева дерево, он спрятался за ним. Дрон устремился за оператором и попытался его уничтожить. Обходя дерево с разных сторон, военнослужащий уворачивался от атак БпЛА.

— Так "камикадзе" несколько раз кружил вокруг дерева, потом делал заход на меня, — вспоминает "Мэрс". — Я в одну сторону, он — за мной, в другую, он опять рядом. Я начинал уставать, но при этом понимал, что у дрона заряд подходит к концу. В тот момент, когда он на меня пошёл в последний раз, я отпрыгнул в сторону. Беспилотник попал мне прямо в ногу, после чего перевернулся в воздухе пару раз и… не сработал.

После этого случая группа успешно перебазировалась на другие позиции и приступила к выполнению новых задач возле села Александрополь. Сейчас "Мэрс" на полигоне продолжает совершенствовать свои операторские навыки, изучая уже FPV-дроны.

Материал подготовлен газетой "Военный вестник Юга России" (12+). Автор статьи: Филипп Харченко.

Смотрите полную версию на сайте >>>