Ранения не остановили морпеха Фару

Военнослужащий выполняет боевые задачи, не жалея жизни
Тематическое фото
Фото: Александр Григорьев, газета ЧФ "Флаг Родины"

SevastopolMedia, 4 декабря. В зоне проведения специальной военной операции про таких парней говорят просто: на "передке" он свой, и ему можно доверить жизнь. Военнослужащий отдельной гвардейской бригады морской пехоты Черноморского флота с позывным "Фара" — номер расчета АГС, который служит в знаменитой бригаде с тех самых дней, когда родной полуостров вернулся домой, в состав Российской Федерации. За его спиной — Сирия, Карабах, Мариуполь, Угледар, Херсон, островная зона Днепра и Крынки. Материал подготовлен корр. газеты "Флаг Родины" (12+).

— Мой позывной "Фара" подсказала жизнь, — улыбается военнослужащий. — Не стал придумывать что-то сложнее, так проще запомнить, да и парни в подразделении давно привыкли.

Контракт он подписал в 2014‑м. Тогда, по его словам, выбор для него был очевидным:

— Севастополь вернулся в родную гавань — я решил идти в морскую пехоту. Бригада морской пехоты Черноморского флота с тех пор стала моим вторым родным домом и семьей. У меня была насыщенная служба: в 2015‑м — командировка в САР в составе десантно-штурмового батальона. В 2016‑м — снова Сирия, уже с другим подразделением бригады. В 2020‑м — Нагорный Карабах, миротворческая миссия. Задачи были разные: охрана аэродромов, сопровождение, патрулирование, точечная работа на объектах.

С началом специальной военной операции "Фара" отправился на передовую в составе разведбата в должности механика-водителя БТР-82А. На этой же боевой машине наш герой и вошел в Мариуполь.

Он помнит все до мелочей: продвижение через город, помощь мирным жителям, а также ВСУшников, которые "работали" по мирным жителям минометами, и ту тяжелую атмосферу, которая стояла над городом.

В один из таких дней на передовой в подразделении "Фары" объявили срочный сбор, на котором поднимался непростой вопрос: кто пойдет в разведку боем на комбинат имени Ильича? Парням предстояло проникнуть на позиции противника и выявить их огневые точки. Как признается мой собеседник, все понимали, что это крайне сложная и опасная задача. Более тысячи украинских морпехов удерживали этот объект, имея достаточное количество боекомплекта и различное вооружение: от противотанковых ракетных комплексов "Джавелин" до крупнокалиберных пулеметов иностранного производства.

— Я вызвался. К тому времени мы прошли весь город. Много в нашем подразделении было молодых — парням по 19–20 лет. Как-то внутри все перевернулось — решил, что я пойду. Боевую задачу должен был кто-то выполнять, — вспоминает герой.

Дальше начался бой, который "Фара" запомнит на многие годы. Огонь, дым, рикошеты по броне, работа по огневым точкам, запросы по радиостанции. Сзади за БТР шли четыре морпеха, мой собеседник и наводчик с позывным "Марс", которому на тот момент было немногим за двадцать, — работали на боевой машине, уничтожая укрепленные позиции противника.

— Противник взорвал дымовую шашку, — вспоминает военнослужащий. — А дальше все как в тумане, прилет "Джавелина", разрыв за башней. Вспышка, огонь, дым. Я заранее открыл люки и крышку аппарели, потому что понимал, что в случае удара ракетой это поможет снизить давление в замкнутом пространстве. Это нам и помогло! Люки и крышки вырвало. Раненый, получивший многочисленные ожоги "Марс" смог выбраться наружу. А мне осколок прилетел в височную часть — шлемофон спас, но меня обездвижило.

Он сидел внутри горящего БТР, понимая, что секунды идут на убыль.

— Через некоторое время рука начала шевелиться, а затем и все тело — понял, что шанс есть. Над собой люк не смог открыть, его перекосило, но командирский выбило взрывной силой — через него и ушел.

Мой собеседник помнит каждый свой шаг, как скатился по броне, как бежал к ангару, как ощущал хлюпанье под поясницей — рана, которую он не сразу смог заметить. Потом высокий забор, "колючки" и упавшее дерево, которое лежало словно "мост" на колючей проволоке и ждало нашего раненого героя. Прыжок и долгожданная встреча с десантниками, которые его вытянули и оказали первую помощь.

— Полтора месяца, и рука снова начала слушаться. Как только начал двигаться — сразу вернулся под Угледар, — объясняет "Фара". — Опять в бронегруппу, опять БТР. Несмотря на ранение, в целом работать мог.

Позже мой собеседник познакомился с офицером бригады с позывным "Истина". Тот видел, как "Фара" мужественно выполнял боевые задачи в Мариуполе, и предложил:

— "Фара", будешь нас вывозить на "передок"?

— Буду, — ответил военнослужащий.

Работа была тяжелой и нервной — вывоз групп, заброс штурмовиков на передовые позиции, эвакуация раненых.

— В один из дней был ночной выезд. Нас предупредили — там ДРГ противника, арта работает, — вспоминает мой собеседник. — Надо было товарищей забрать, прикрыть их.

Когда группа вышла к пирсу, по ней отработали две "Бабы-Яги". "Фара" слышал хаотичную стрельбу и подумал, что наши встретились с ДРГ. Он взял автомат и понесся к пирсам по заминированной полосе.

— Честно, в тот момент даже не думал. Бежал. Хотел помочь своим. Повезло, ни одна мина не сработала. Товарищи потом только сказали, что я по заминированному участку пробежал, — улыбается "Фара". — Было много рискованных эпизодов, связанных с прорывами, ночными поездками по дорогам, которые еще контролировал противник.

Нашему герою даже подбитое колесо на машине — не помеха, товарищей довезет в назначенное место и время. Были сбросы, FPV-дроны, работа вражеской артиллерии по наводке "мавиков", постоянные перемещения групп. В одном из таких эпизодов "Фара" был ранен осколком в голову.

— Но останавливаться было нельзя. Летели, пока резина на автомобиле не слезла полностью. Рану обработали, подлатали, я отказался от эвакуации и через два дня снова поехал работать.

За образцовое и мужественное выполнение боевых задач в зоне проведения специальной военной операции военнослужащий отдельной гвардейской бригады морской пехоты Черноморского флота с позывным "Фара" награжден орденом Мужества, медалью "За отвагу" и знаком отличия ордена Святого Георгия — Георгиевским крестом IV степени, а также медалями Суворова и Жукова.

Сын нашего героя пошел по стопам отца и решил связать свою жизнь со службой Родине. Он — воспитанник кадетского училища, и с гордостью рассказывает о своем отце на различных мероприятиях. История папы на передовой настолько воодушевила сына, что он написал песню, посвященную боевому пути "Фары".

Виктор ВОРОНОВ

Смотрите полную версию на сайте >>>