Stavropol.Media, 24 декабря. "Панда" — специалист по применению беспилотных систем, действующий в составе 242-го гвардейского мотострелкового полка 20-й мотострелковой дивизии "Южной" группировки войск.
С военным делом "Панда" познакомился во время службы по призыву в артиллерийском расчёте. А после, поработав на "гражданке", он захотел вернуться в строй.
Приняв судьбоносные для себя решения, он подписал контракт и отправился на передовую, чтобы защитить Родину. Его боевой путь начался со штурмовой роты 242-го мотострелкового полка.
После тренировок на полигоне первой боевой задачей "Панды" стало удержание недавно отбитых у врага позиций. Вместе с товарищами он должен был закрепиться в селе Полтавское. Шли затемно, осторожно передвигались по едва заметной в сумерках тропинке. Так след в след группа двигалась вдоль лесополосы. От одного опорного пункта к другому за четыре часа группа преодолела пешком около десяти километров. Добравшись до своего блиндажа, штурмовик обосновался там вместе со своим напарником "Седым".
Так начались его первые недели боевой работы. За время окопных будней он выработал в себе привычку быть всегда настороже.
— Адаптироваться к окружению, к его звукам и запахам, для меня это было наиболее сложно. Так, в первые дни что-то жужжит над головой, а что, где — непонятно. Но человек ко всему привыкает, вот и я разобрался. Сейчас уже по одному лишь шуму определяю, что ко мне подбирается: Mavic, FPV или "Баба-Яга", — отмечает "Панда".
Постоянный напряжённый ритм работы на ЛБС помог военнослужащему быстрее приспособиться к новой обстановке. Как он сам рассказывает, в блиндаже время распределяется несколько иначе. Днём — боевые задачи, ночью — посменное дежурство, круглые сутки штурмовики следят за небом, наблюдая за действиями противника. Пара часов сна, и снова часы напряжённого всматривания в горизонт.
Уже через неделю-другую условия переднего края стали для "Панды" привычными. И в течение этого времени он, помимо прочего, трудился как проводник. Ежедневно через лесные заросли и развалины домов он сопровождал штурмовые группы безопасными маршрутами.
— Каждое движение на ЛБС сопряжено с риском. И даже несколько километров становятся испытанием из-за активности вражеских дронов. Постоянно где-то рядом идут бои, и иногда буквально в пятидесяти шагах от нас. То слева миномётный обстрел, то справа работает артиллерия, а осколки-то летят во все стороны. Из соображений безопасности передвигались мы в основном по трое. За день я сопровождал одну-две группы, — рассказывает "Панда".
На исходе третьей недели штурмовики ещё дальше отбросили противника. Несмотря на постоянно маячившие над головой опасности, солдат отлично справлялся со своими задачами. Заметив это, командир доверил ему куда более сложный маршрут.
На новом месте военнослужащий регулярно преодолевал до двадцати километров в обе стороны, доставляя на своих двоих боекомплект и провизию, а также попутно заводя на позиции людей. Вместе с этим каждому новобранцу "Панда" передавал свой боевой опыт. Проводя детальный инструктаж, он объяснял, как двигаться вблизи неприятеля, как нести на посту дежурство, как противостоять дронам и, конечно, как работать с картами. Поскольку местность на линии боевого соприкосновения часто не ровная и сигнал рации или дрона в некоторые места не добивает, умение читать карты и самостоятельно ориентироваться жизненно необходимо.
Не раз штурмовику во время задач приходилось проводить эвакуацию раненых стрелков. Так, заводя группу на указанную позицию, "Панда" получил сигнал — дрон противника ранил сбросом "Аксая". Подойдя максимально близко к раненому, штурмовик встретил его возле небольшого поля.
— На такие случаи с собой я всегда ношу дополнительную аптечку. Укрывшись за кустами от "глаз" противника, оказал товарищу первую помощь и помог прийти в себя. Из-за ранения он передвигался медленно, но мы смогли добраться до наших до наступления темноты. Лесополоса закончилась, а между домов, будучи как на ладони для вражеских "птичек", с раненым на плечах я бы не успел пройти. Поэтому, выйдя по радиостанции на связь с командиром, я запросил пару стрелков на помощь, — уточняет штурмовик.
Вместе с двумя товарищами, которые всё время контролировали опасности с неба, "Панда" продолжил нести раненого на себе. А вечером, добравшись до блиндажа, он перевязал "Аксая" в укрытии. На следующий день спасённого эвакуировали в тыловой район для дальнейшего лечения. Всего за время службы возле села Полтавское он спас семь человек.
— В такие моменты главное сохранять хладнокровие. Этому я и новобранцев учу. Да, бывают разные случаи, но несмотря ни на какие трудности, теряться нельзя, нужно помочь товарищу. Сейчас я такие ситуации воспринимаю совершенно спокойно — надо помочь, я помогаю — и всё, — акцентирует внимание "Панда".
А через некоторое время командир поставил ему задачу по созданию новых укреплённых позиций. Вместе с сослуживцами он искал укрытия в лесополосах, организовывал взаимодействие подразделений с командованием, оборудуя точки связи.
В дальнейшем "Панду" отправили учиться работать с FPV-дронами. В условиях полигона военнослужащий прошёл сначала теорию, научившись как собирать механику, так и ремонтировать её. Теперь он как оператор оттачивает навыки маневрирования "птичкой" на учебных трассах, оборудованных в полевых условиях.
Роль беспилотных летательных аппаратов растёт с каждым днём. Сейчас FPV-дроны также используются для противостояния БпЛА самолётного типа. Управляя стиками, передающими каждое движение пальцев, "Панда" учится поражать беспилотники и ретрансляционные антенны.
— Основу операторского дела я уже изучил, сейчас нарабатываем часы полёта и инженерную часть. Помню, как сначала теория беспилотников для меня выглядела непонятно. Но опытные инструкторы потихоньку натаскали меня. А сегодня я чувствую, что способен перейти от тренировок к боевым задачам. И иногда даже сам помогаю вновь прибывшим новичкам.
Материал подготовлен газетой "Военный вестник Юга России" (12+). Автор статьи: Филипп Харченко.