Stavropol.Media, 27 декабря. Многие владельцы собак в штыки воспринимают строгие запреты. "Мне можно, я же хозяин!" — говорят они, позволяя себе в шутку потягать любимца за ухо, потрепать за холку или даже... порычать на него в ответ. Последнее особенно популярно в играх, когда питомец начинает весело "ворчать".
Однако, как объясняет профессиональный кинолог Владимир Голубев, такая "игра на одном языке" — не безобидная шалость, а рискованное поведение, которое может привести к конфликту и подорвать доверие животного.
Проблема в том, что рычание для собаки — это не просто звук. Это четкий, однозначный сигнал коммуникации, имеющий конкретный смысл в их мире. С помощью рычания собака сообщает о дискомфорте, предупреждает об угрозе или устанавливает границы. Это язык стресса, а не игры. Когда такой серьезный сигнал исходит от самого хозяина — главного источника безопасности для питомца, — у животного возникает когнитивный диссонанс.
Собака не понимает шуток. Вместо этого ее мозг пытается расшифровать угрозу: "Почему вожак стаи, который всегда был защитником, вдруг демонстрирует признаки агрессии? Я в опасности?". Реакция может быть разной, но всегда нежелательной: от страха и попытки спрятаться до ответной оборонительной агрессии, если собака почувствует себя загнанной в угол.
Вторая проблема — техническая. Человеческое "р-р-р" акустически сильно отличается от собачьего рычания. Мы физически не можем точно его скопировать. В результате наш "шутливый" сигнал может быть интерпретирован животным совершенно не так, как мы планировали. Что для нас — игра, для собаки может прозвучать как непонятная, а потому ещё более тревожная вокализация.
Автор: Венера Шайдулина
Справка: Окончила филологический факультет Казанского федерального университета в 2011 году. Имеет второе высшее образование в области психологии. Увлекается автомобилями, кулинарией, любит путешествовать.