Побывать в разных уголках страны и полюбоваться ее красотами могут ставропольчане, не покидая родного края. Морское побережье и маковые поля, церкви и лесозаготовка, растения и портреты: всё это можно увидеть на выставке ставропольской художницы Александры Тарасовой "Русский пленэр — география души" (0+). Для создания картин автор побывала в шести регионах. По словам Александры, посетители еще больше полюбят Россию и почувствуют гармонию нашей огромной страны. О красоте, творчестве, природе и людях читайте в интервью ИА Stavropol.Media.
— Здравствуйте, Александра! Расскажите, как родилась выставка "Русский пленэр — география души"?
— Мой прошлый год был насыщен путешествиями: я практически не была дома. В связи с ситуацией в мире, было морально тяжело. Может быть, поэтому я отработала все проекты, в которые меня пригласили и с головой окунулась в творческий процесс. Часть пленэров были организованы Союзом художников России, часть проектов в которых выпала честь поработать — Российской академией художников. Некоторые проекты были созданы частными коллекционерами и меценатами.
Выставка "Русский пленэр — география души" в Ставрополе. Фото: ИА Stavropol.Media
— В чём особенности пленэрной живописи?
— Пленэр — это в первую очередь работа с натурой. На этой выставке представлены, в основном, небольшие холсты. Потому что время ограничено, и художник должен успеть написать этюд здесь и сейчас, пока позволяет освещение и погодные условия.
Многие говорят: "Какая у тебя кайфовая жизнь! То ты рисуешь на море, то в поле с маками, а то в горах. Но на самом деле это тяжелая работа. Оборудование художника много весит, и путешествовать приходится с огромным багажом. Пленэрные условия — это поход. Всегда присутствует неожиданность: ты можешь жить в пятизвездочном отеле, а можешь в палатке. Выбрать нельзя: художник едет в проект, в команду, которую собирает принимающая сторона.
Команда, как правило, состоит из 10-15 профессиональных художников из всех регионов России. Обычно выбирают самых талантливых и перспективных, а большая часть команды — мэтры.
Пленэр. Фото: Личный архив Александры Тарасовой
Пленэр для меня — возможность получить знания, новый опыт, обогатить и расширить свою палитру. Когда ты работаешь в мастерской, ты привыкаешь к чему-то одному. А регионы нашей страны все разные, с разным колоритом. Благодаря этому в палитре появляются новые краски. Где-то больше сине-серо-голубых, а где-то — насыщенные красно-оранжевые. Как говорят, натура, природа — лучший учитель!
Выставка "Русский пленэр — география души" в Ставрополе. Фото: ИА Stavropol.Media
Ещё пленэр позволяет полностью отстраниться от быта. Художник остаётся наедине со своим творчеством, холстом и природой. Коллеги поддерживают друг-друга, дают советы. Вечером мы всегда обсуждаем, кто и что наработал, делимся секретами и находками. После каждого пленэра хочется приобрести новую краску или добавить инструмент в свой арсенал живописца.
— Сколько времени уходит на написание картины на природе?
— Рамки очень разнятся. На пленэре работа создаётся за один или два сеанса: для второго должны совпасть погода и состояние природы. Один сеанс длится от двух до пяти часов.
Ты максимально концентрируешься, берешь себя в руки и понимаешь: завтра ты можешь уехать в другое место и возможности вернуться не будет. Поэтому за один сеанс ты делаешь всё, что можешь. Весь свой талант вкладываешь в этот холст. Каждая работа на пленэре для меня — чудо! И очень ценный материал для будущей работы в мастерской.
В пленэре ценится экспрессия: ты выкладываешь на холст все свои чувства, эмоции, способности, таланты и любовь к творчеству. Пленэр для меня — откровение художника. Сложно что-то спрятать или прикрыть, все промахи видны. Нет второго сеанса, когда ты можешь исправить, доделать или переделать.
Работа в мастерской может длиться до бесконечности. В мастерской я могу писать работу до десяти сеансов. Большую роль также играет размер.
— Что чувствует художник, когда завершает работу над картиной?
— Мои самые любимые моменты — когда я увидела и поняла, что хочу изобразить, и когда я понимаю, что работа практически готова и остаются последние мазки. Я чувствую удовлетворение и приятную усталость.
— Что самое главное при написании портрета?
— Для меня в портрете важен характер, внутреннее ядро человека. Мне кажется, если эти черты поймать, то человек на портрете будет узнаваем вне времени. Мне жанр портрета близок — я его чувствую, понимаю. Как правило, это непарадный портрет, а характерный, жизненный, живой.
— Зачем писать картины, сидя на природе, если есть фотокамера?
— Много раз в путешествиях я делала кадры. Думала: "Мне очень нравится. Приеду домой, напишу". Но на фотографии не видно того цвета и состояния. Даже самая современная камера не сможет этого передать.
Пленер нужен, чтобы ухватить цвет, который виден глазу и неповторим. Может быть, даже в природе он никогда больше не повторится. Например, когда я работала на озере Эльтон, каждый день я приходила писать закат и каждый день он был разный. Мы отправляемся в дальние уголки нашей страны за уникальным состоянием и явлением природы, а также за творческим общением с коллегами — художнику важно быть в своей среде.
— В каких уголках страны Вам бы хотелось поработать?
— Мечтаю попасть на Байкал, съездить в Якутию. И многие места, где я работала, хотела бы снова посетить. Одного раза мало: хочется там пожить, сродниться с природой и культурой.
Я работала в Калмыкии три года подряд, во время обучения. Когда я ехала туда первый раз, я смотрела и думала: "Что тут писать? Степь да степь". А потом я увидела людей и сделала большую серию калмыцких портретов. Она хорошо была представлена на всероссийских выставках. Потом многие из тех работ приобрели — сейчас осталось один или два портрета того периода.
Путешествия — это новые впечатления. Иногда натура, отличная от того региона, в котором я живу, подсказывает новые темы и сюжеты в моем творчестве, новые мотивы. Так, например, когда я увидела сюжеты с зонтиками, вдохновилась и начала создавать новую серию. В этом году хочу её продолжить.
Выставка "Русский пленэр — география души" в Ставрополе. Фото: ИА Stavropol.Media
А в прошлом году я впервые побывала в Чухломе (городок в Костромской области). У меня впервые в жизни появились в творчестве такие лесозаготовочные темы. Раньше для меня эти слова были незнакомы: что такое делянка, лесосека, куда мы поедем?
Пленэр. Фото: Личный архив Александры Тарасовой
А в Серофимовиче (город в Волгоградской области) в монастыре я написала кувшинки. Там был небольшой монастырский прудик. Я ощущала такую гармонию! Белые кувшинки как будто светились: такие хрупкие и нежные. И мне очень хотелось передать это свечение. Кажется, удалось.
Выставка "Русский пленэр — география души" в Ставрополе. Фото: ИА Stavropol.Media
Для меня живопись — от слова жизнь. Она живая. И она заключает в себя уникальные моменты. Каждая работа — маленькое чудо.
— Удаётся ли во время пленэров пообщаться с местными жителями?
— Да, всегда. Местные жители хорошо реагируют на появление художника, особенно если это маленькие поселки или города. Для них это — целое событие. Они всегда проявляют участие: то чаем тебя напоят, то подойдут поговорить. Часто просят рассказать в твоём регионе об их местности.
Когда мы работали в Белгородской области, бабушки нам принесли свои дозамужние костюмы, которые хранят в сундуках. Мы нарядили модель, она нам позировала. Местные жители воспринимают художника как человека, который может сохранить традицию и часть их культуры.
А поскольку группы у нас собраны из художников из разных регионов, каждый расскажет дома, что он увидел. А работы будут путешествовать по выставкам. Местные жители чувствуют, что это важно. Хотят помочь художникам, обогреть их.
— Какую картину Вы могли бы назвать "жемчужиной выставки"?
— Здесь много жемчужин. Я люблю работать сериями (например, серия портретов, зонтиков, морской тематики). Из каждой серии у меня есть любимые картины, которые, на мой взгляд, максимально удались. Работ любимых много — с каждой что-то связано, какое-то путешествие, знакомства с новыми людьми. Все эти работы с историей.
Посетителям очень нравится буфет из Асташова и зонтики — это бестселлер. Нравятся ночные этюды: вечерние и закатные состояния. Многим понравились портреты Паршина и Магомеда Даудова. А еще кувшинки и поле с маками.
— Рассматривая картины, каждый поймёт, о чём они. Но если описать словами: о чём выставка "Русский пленэр — география души"?
— Во время путешествия я увидела, какая наша Россия большая, интересная, любимая, тонкая, затрагивающая все нотки души, такая гармония! И мне бы хотелось, чтобы посетители, увидев эту выставку, хотели поучаствовать в жизни нашей страны. Я видела, как восстанавливают храмы, реставрируют терема, очищают реки. Может быть, увидев уголки страны, кому-то захочется их посетить, а кому-то — восстановить храм или сделать ещё что-то хорошее, доброе и светлое. Все эти картины — они об одной большой любви, о нашей России.