Первый день фотосессии для проекта "Мамы героев" (6+) прошел в Ставрополе. Патриотическая акция посвящена женщинам, чьи сыновья отдали жизни в зоне СВО. Она призвана увековечить имена воинов, защищавших Родину, напомнить об их подвиге. Воспоминаниями, болью и гордостью матери наших земляков поделились с корреспондентом ИА Stavropol.Media.
Кадр из видео. Фото: Из архива Н. Поляковой
Фотосессии будут проходить в несколько этапов. С женщинами работает визажист-парикмахер Екатерина Колган, общается психолог. Не все могут сдержать слезы, впрочем, никто от них этого и не просит — здесь каждая чувствует чужую боль как свою.
Ирина из Михайловска объединила вокруг себя вдов и матерей погибших бойцов Шпаковского округа. Ее сын гвардии сержант Вадим Богданов служил в гвардейском десантно-штурмовом Кавказском казачьем полку в Ставрополе. Он погиб в 28 лет в первые дни СВО — 26 февраля 2022 года.
"Получил со всеми задачу, выполнил ее достойно, думал о личном составе, не считаясь со своей жизнью. У десантников есть девиз: "Никто, кроме нас". Наверно и сын с сослуживцами мыслили также. Вадим был очень порядочным, честным. Моему внуку сейчас 3 года, и мы хотим воспитать его достойным человеком, помнящим отца, знающим о тех, кто не вернулся домой с передовой. Мы часто общаемся с семьями других погибших ребят. Зачастую нужна просто моральная поддержка, чтобы было с кем поговорить. И я благодарна таким социальным проектам, которые напоминают о людях, не пожалевших себя", — рассказывает Ирина Есюнина.
По ее мнению, знание истории современной России необходимо даже в юном возрасте. Ведь пока мы помним наших героев, они остаются с нами.
Некоторые люди приходили семьями. Фото: ИА Stavropol.Media
Сын Галины Евгений Щербаков ушел на передовую добровольцем. Ветеран боевых действий, участник чеченской кампании уже имел боевой опыт и в этот раз не смог остаться в стороне. Командира танка не стало 24 августа — разорвало снарядом. У Евгения имелось за плечами 17 прыжков с парашютом, когда в 2018 году он стал звездой форума "Армия" (16+). "Полёт" танка Т-72Б3М, которым командовал Щербаков, был гвоздём программы. Многотонная боевая машина неслась к небольшому трамплину, а потом случился самый настоящий взлет.
"Сын всегда мечтал связать всю жизнь с армией, но жизнь распорядилась по другому и несколько лет он работал на гражданке. Но отправился служить и погиб настоящим бойцом. У него остались четверо детей. Старший сын уже ростом с папу, а младшая дочка еще совсем малышка — три годика. У меня замечательные отношения с внуками. Но сердце до сих пор не хочет верить в смерть Жени. Год даже свечку за упокой души не могла поставить — казалось, что этим предаю своего ребенка. И я хочу, чтобы его помнили, знали", — делится Галина Щербакова.
Добровольцем отправился и сын Ольги Михайловны — 29-летний Валерий. В мирной жизни занимался ремонтом машин, но решил, что должен защитить свою семью, близких людей.
"Его не стало 20 августа прошлого года. Валера старался оказаться там, где нужна помощь, и волонтером был. Всегда переживал за сына и дочь. Хороший сын, хороший отец, друг. Он и погиб как хороший воин", — говорит Ольга Михайловна.
Сын Натальи Николай — профессиональный военный с многолетним стажем, спецназовец находился в зоне СВО с самого начала. Погиб в сентябре прошлого года.
"Мы ничего не знали о его делах. Это нормально для семьи военных. Уже после гибели оказалось, что "обычные" командировки на самом деле были участием в различных контртеррористических операциях. Служить Коля мечтал с детства. Он и ребенком был очень серьезным, целеустремленным. Другой карьеры даже не рассматривал. Считал, что армия — место, где он нужен, может принести пользу. "Это моя жизнь", — так он отзывался о ней. И никогда не рассказывал о проблемах, всегда справлялся сам", — вспоминает Наталья.
При этом Николай был замечательным отцом, заботливым мужем. А еще активно занимался спортом и увлекался мотоциклами. Последний байк купил незадолго до последней командировки. Даже не успел на нем покататься. Возможно, увлечение папы разделят дети, когда вырастут.
"Внук у меня маленький, и мы не сразу объяснили ему, что произошло. И вдруг он сам сказал: "Мой папа — герой, мой папа — ангел". Не знаю, как он это почувствовал, но то, что папа герой и ангел повторяет до сих пор", — улыбается сквозь слезы Наталья.
Глядя на Ирину, можно подумать, что перед нами вдова военного, а не мать. Но эта молодая красивая женщина потеряла сына. Погибшему в начале СВО Валерию Жемердееву сейчас исполнилось бы 22 года. Сразу после срочной службы он подписал контракт. Когда началась спецоперация, парень мог бы отказаться ехать, но не стал.
"Его прикомандировали к артиллерии, отряд шел одним из первых. Он мне сразу сказал: у нас сработавшийся экипаж, я не брошу ребят. Прямое попадание и все. Валера еще в школе думал о карьере в правоохранительных органах. С отличием закончил два вуза по направлению юриспруденции, а на службе решил, что его — именно военная стезя. Серьезный, ответственный и в то же время общительный, душа компании — его любили и однокурсники, и сослуживцы", — делится воспоминаниями Ирина.
Ирина Жемердеева сразу решила участвовать в проекте. Фото: ИА Stavropol.Media
Несмотря на юный возраст, в июне Валерий планировал свадьбу с любимой девушкой. Да и вообще планов было много. На его похороны пришли сотни людей, даже те, кто видел парня один-два раза в жизни. А когда приятели закончили тот же вуз, взяли с собой на вручение дипломов Ирину — в память о друге. Потом приехали на его могилу, положили цветы.
"После взрыва командир пытался спасти Валеру, но не смог — они погибли оба. Я нашла его маму и поблагодарила за то, что ее сын хотел помочь выжить моему. Другие бойцы потом сказали, что последним словом Валеры было "мама". Наша страна пережила немало вооруженных конфликтов. И я не хочу, чтобы моего сына и других парней, мужчин забыли. Поэтому сразу сказала, что буду участвовать в проекте. В память о моем ребенке и сотнях других", — говорит Ирина.
Семья Артура Цатхлангова. Фото: ИА Stavropol.Media
7 марта 2022 года лейтенант Артур Цатхлангов, прикрывая боевого товарища, получил ранения, несовместимые с жизнью. А намного раньше — в 14 лет он впервые прыгнул с парашютом — мечтал стать десантником. Потом еще прыжки — и получение паспорта парашютиста. После школы Артур поступил в Рязанское гвардейское воздушно— десантное высшее ордена Суворова дважды Краснознамëнное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова. Потом выпускника распределили в Псков — в спецназ. Мечта сбылась. И уже через четыре месяца перевели в боевую часть. В зону СВО он поехал одним из первых.
"Он с такой гордостью отзывался о сослуживцах. Они его уважали, даже гораздо более старшие по возрасту и званию товарищи. Артур был строгий, но заботливый, добрый. Когда мы созванивались в последний раз, его сестра плакала, просила найти возможность вернуться. А он ответил: "Никогда больше так не говори, я — военный, у меня есть достоинство, честь". Ребята рассказывали, что перед последним походом он попросил всех беречь друг друга, ведь каждого ждут дома", — вспоминает мама Бибигуль.
С мамами работала психолог. Фото: ИА Stavropol.Media
Впереди еще несколько фотосессий. Потом выставку сначала представят в Ставрополе, а позже — в Москве. Мультимедийная версия проекта "Мамы героев" будет размещена на сайте генерального информационного партнера — сетевого издания "Информационное агентство Stavropol.Media".
"Мы приглашаем и других матерей погибших бойцов принять участие. Это то немногое, что мы можем сделать для мужчин, отдавших жизни за нашу страну — увековечить их память", — сказала организатор фотопроекта Нина Полякова.
Обращаться можно по телефону: 8-906-491-86-55.