Совет директоров Банка России на заседании 27 октября 2023 года принял решение повысить ключевую ставку на 200 базисных пунктов — с 13% до 15%. Столь жесткий шаг регулятора объясним: инфляционное давление в стране достаточно высокое, налицо кредитный перегрев, растущий дисбаланс спроса и предложения. Как и следовало ожидать, вслед за ключевой ставкой банки сразу же повысили ставки по депозитам. Эксперты Дальневосточного ГУ Банка России в эксклюзивном комментарии для ИА PrimaMedia объяснили, какие задачи решит повышение ставки.
Совет директоров ЦБ на заседании рассматривал три варианта повышения — на 100, 150 и 200 базисных пунктов, вариант сохранения ставки не обсуждался, заявила председатель Центробанка Эльвира Набиуллина. "Консенсус и подавляющее большинство, даже в процессе обсуждения, склонилось к (повышению — прим. ред.) ставки на 2 процентных пункта, учитывая тот анализ, о котором я говорила, и проинфляционные риски, и реализовавшиеся риски", — сказала она.
Решение Банка России о повышении ключевой ставки до 15% годовых направлено на обеспечение более сбалансированного роста кредитования, который будет соответствовать возвращению годовой инфляции к цели вблизи 4%, отмечают эксперты Дальневосточного ГУ Банка России.
— Чем обосновано принятое Банком России решение по ключевой ставке?
— Летом цены в целом по России ускоренно росли. Основной причиной было увеличение спроса на отечественные и на импортные товары. Выпуск продукции в стране рос медленнее, чем спрос, в том числе из-за нехватки персонала во многих отраслях. В результате формировался повышенный спрос на импортные товары и услуги. При этом в последние месяцы сложилась ситуация, когда предложение валюты уменьшалось из-за снижения мировых цен на некоторые товары российского экспорта, а спрос на валюту увеличивался из-за ускоренного роста потребительской активности в российской экономике. В результате рубль ослаб, и подорожали товары и услуги, зависящие от курса. Это, в свою очередь, стало одной из причин повышения ожиданий населения в отношении роста цен в будущем.
Когда люди ожидают существенного роста цен, они стремятся покупать быстрее, пока не подорожало еще сильнее, в том числе в кредит. И темпы роста кредитования в последние месяцы и в стране, и на Дальнем Востоке очень высокие, что также подстегивает рост цен.
Для того, чтобы вернуть рост спроса от ускоренного к сбалансированному, и снизить его давление на цены, Банк России в августе и сентябре повышал ключевую ставку. Но объемы кредитования компаний и населения продолжили расти высокими темпами, несмотря на увеличение ставок по кредитам. Во многом это связано с очень высокими ценовыми ожиданиями бизнеса, из-за которых текущие ставки по кредитам не ощущаются как жесткие. То есть, многие компании могут брать кредиты в расчете на то, что дальнейший рост цен обесценит их долг в будущем.
Потребительское поведение населения также во многом обусловлено повышенными ожиданиями по поводу роста цен в будущем. Заемщики сравнивают ставку по кредиту со своими ожиданиями по инфляции. Если люди прогнозируют, что инфляция долгое время будет высокой, и при этом рассчитывают на повышение своих номинальных доходов, во многих случаях они готовы брать кредиты по высоким ставкам в расчете на то, что инфляция обесценит их долг.
Таким образом, сейчас мы наблюдаем инфляцию, вызванную внутренней разбалансировкой спроса и предложения — спрос увеличивается, рост предложения упирается в ограничения, в результате цены растут быстрее. Чтобы обеспечить более сбалансированный рост кредитования, который будет способствовать возвращению годовой инфляции к цели вблизи 4%, и потребовалось очередное повышение ключевой ставки 27 октября этого года.
В Дальневосточном федеральном округе темпы корпоративного и потребительского кредитования выше среднероссийских (прирост кредитной задолженности бизнеса в рублях с учетом валютной переоценки на 01.09.2023 (год к году): в России — 25,4%, в ДФО — 35%; задолженности по потребительским кредитам (на 1.10.2023 г.): в России — 23,0%, в ДФО — 24,2%. Ценовые ожидания предприятий в регионе остаются на высоком уровне, и годовая инфляция у нас также выше, чем в целом по стране (в сентябре 2023 года в России — 6%, в ДФО — 7%).
ЦБ повысил прогноз по инфляции на 2023 год до 7-7,5% с 6-7%. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция в 2024 году снизится до 4-4,5% (этот диапазон Банк России считает возвратом к целевому уровню) и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.
— Есть ли вероятность того, что банки прекратят кредитование промышленности?
— В целом мы не ожидаем, что банки прекратят кредитную деятельность. В базовом прогнозе Банка России ожидается рост кредитования организаций в 2024—2025 гг. темпами в 5—10% и 8—13% соответственно. В целом по итогам 2023 года Банк России прогнозирует прирост кредитования организаций в 16—19% за год.
— Какие меры поддержки могут быть оказаны бизнесу?
— Отношения между банками и клиентами строятся на договорной основе. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций. При этом Банк России рекомендует кредитным организациям реструктурировать кредиты предприятий и граждан, если у тех возникают трудности с погашением задолженности, в том числе по собственным программам банков. Кроме того, в стране реализуются меры поддержки заемщиков с кредитами, оформленными по плавающей ставке, принят ряд мер поддержки граждан — таких, например, как кредитные каникулы.
Мы также снизили требования по кредитам, которые выдаются на проекты структурной адаптации экономики. Постановлением Правительства предусмотрены проекты в разных отраслях промышленности — авиационной, медицинской, нефтегазовой, электронной, химической и в других. В таксономии выделены две группы проектов: технологического суверенитета и структурной адаптации (инфраструктура и оказание услуг).
Коэффициент риска по таким кредитам может быть снижен вплоть до 20%. Сейчас общая стоимость таких проектов составляет 200 млрд рублей. Банкам нужно время, чтобы освоить новое регулирование, выделить в кредитном портфеле проекты, которые соответствуют таксономии.
По материалам пресс-службы Дальневосточного ГУ Банка России.