Загадочный каменный мавзолей ХI века в долине реки Кяфар на территории современной Карачаево-Черкесии более 170 лет назад обнаружили русские офицеры. Некоторые ученые считают, что монументальная гробница принадлежит Дорголелу Великому, царю древних аланов. Как в советское время памятник мирового значения спасли ставропольские учёные, и почему ему вновь потребовалась масштабная реставрация — корр. ИА Stavropol.Media рассказала сотрудник Ставропольского государственного музея-заповедника имени Прозрителева и Праве, кандидат исторических наук Ольга Брилева.
Ориентир на карте Российской Империи
История умалчивает, как выглядел мавзолей до 1850-х годов, когда при рекогносцировке на него наткнулись офицеры Российской императорской армии, составлявшие первые подробные карты местности. Это случилось ещё до появления станицы Сторожевой, которую в 1858 году на месте военного укрепления основали казаки Хоперского полка.
— Во время наступательных операций действующей армии Кавказской оборонительной линии военный топограф рядовой Михайловский в 1848 году произвёл рекогносцировочную и в 1849 году маршрутную съемку местности от укрепления Надждинского (позже станица Сторожевая) вверх по рекам Кяфар и Бижгон. Он зафиксировал древний укрепленный лагерь, развалины построек, крест и статую двух рыцарей, — поделилась Ольга Брилева.
В 1860 году один из офицеров под псевдонимом А.-Д. Г. опубликовал "Очерк горских народов правого крыла Кавказкой линии". Он написал, что в урочище "Сидов аул" находится древнее кладбище с памятниками кубической формы, среди них есть здание, стены которого исписаны надписями и разрисованы изображениями рыцарей, зверей, птиц и рыб.
Карта местоположения мавзолея. Ставропольский государственный музей-заповедник
Необычная находка сильно впечатлила военных картографов, сделавших её первое документальное описание. При этом, ни о какой научной и культурной ценности в те времена речи не вели — офицеры использовали гробницу, как удобный ориентир на сложном рельефе.
— Скрытым от посторонних глаз мавзолей простоял ещё полвека. Только в 1903 году его впервые сфотографировал уроженец Ставрополья, ученый и войсковой старшина Кубанского казачьего войска Евгений Фелицын, чьё имя сейчас носит Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник, — рассказала Ольга Брилева.
Первая фотография мавзолея. Ставропольский государственный музей-заповедник
Евгений Дмитриевич за свою жизнь изучил большинство гробниц на Северном Кавказе, в том числе мавзолей аланского царя, который он увидел в плачевном состоянии. К началу ХХ века лицевой монолит покосился, а верхние боковые плиты упали на землю. Крыши не было, а внутри оказалось пусто. Не исключено, что за девять веков её успели разграбить, а часть камней из Кяфарского городища растащили для хозяйственных нужд.
А был ли царь в мавзолее?
Царь Дорголел Великий, или как его ещё называют Дургелель, правил Аланией в середине ХI века. Считают, что его резиденция располагалась в Лесо-Кяфарском городище, руины которого раскинулись на площади около 2 км в горном ущелье между реками Кяфар и Кривая в Карачаево-Черкесии.
Сейчас туда охотно приезжают туристы и паломники, которых больше интересуют не остатки жилых строений, а древнее аланское кладбище с дольменами — погребальными сооружениями из каменных плит с круглым отверстием в центре. Они считают эту территорию "местом силы".
На месте обнаружения мавзолея. Ставропольский государственный музей-заповедник
Родовые склепы из камня строили по всему Северному Кавказу, начиная с эпохи энеолита (с V тысячелетия до н.э.). Хоронили в них поколение за поколением. К примеру, недалеко от Туапсе в 2007 году археолог Виктор Трифонов обнаружил дольмен, где покоились около 70 человек — мужчины, женщины, дети. Углеродный анализ показал, что все они родственники, умершие в разное время в течение 500 лет.
— Антропологи считают, что сначала тела каким-то образом подсушивали, потом скручивали и через круглое отверстие складывали в дольмен. Вход закупоривали каменной пробкой до следующих похорон, — пояснила Ольга Брилева.
Как правило, дольмены — небольшие сооружения, предназначенные для массового захоронения. Именно поэтому огромную по меркам аланских склепов гробницу, найденную русскими офицерами в середине ХIХ века на Кяфарском городище, называют царской. К тому же, это единственное погребальное сооружение, украшенное барельефами в византийском стиле.
Дорголел упоминается в "Летописи Картли" — в 1068 году аланский правитель 12 дней гостил у царя Грузии Баграта, женатого на его сестре Борене. Также есть древние свидетельства их военного сотрудничества.
В эти годы уже немолодой Дорголел мог жить в Лесо-Кяфаре, где, возможно, и скончался. Не исключено, что его останки перезахоронили, а саму гробницу разграбили в ХIII веке во время монгольского вторжения.
Спасательная экспедиция на тракторе
Новый этап изучения мавзолея аланского царя начался в 1955 году с экспедиции ставропольского археолога, сотрудника краеведческого музея Леонида Глушкова.
Когда ученый добрался до гробницы, все плиты уже были разбросаны по земле. Перевезти их в Ставрополь оказалось непросто.
Транспортировка мавзолея на тракторе. Ставропольский государственный музей-заповедник
Во-первых, в 1950-е годы дорога в Архыз, по описанию краеведа Владимира Гниловского, занимала пять дней — день на автобусе от Ставрополя до Черкесска, потом день ехать до станицы Зеленчукской, а дальше три дня пешком.
— Местность труднодоступная, обрывистая. Леонид Никанорович в ближайшей от археологического памятника станице Сторожевой попросил свободного тракториста. Ему предоставили механика. Забрались на гору, а ночью он сбежал. Пришлось снова идти просить самого опытного и ответственного тракториста. Сделали волокуши и несколькими рейсами с вершины спустили плиты к лесной сторожке. Там мавзолей перезимовал, — привела информацию из отчёта экспедиции Ольга Брилева.
На следующий год гробницу на шести четырехтонных ЗиЛ-151 перевезли в Ставрополь и установили на высоком постаменте во дворе учреждения.
Погрузка плит для перевозки в Ставрополь. Ставропольский государственный музей-заповедник
Ольга Брилева рассказала, что в то время рядом с музеем ещё не было высотных зданий. На старых фотографиях видны частные домики на заднем фоне. Мавзолей стоял под открытым небом чуть левее от того места, где находится сейчас. Вокруг высадили кустарник. А когда начали строить многоэтажку, гробницу переместили, постамент разобрали.
Как реставраторы 250 литров спирта искали
В 1961 году Леонид Глушков обратился к заведующему реставрационной лабораторией Эрмитажа Е.А. Румянцеву с просьбой помочь сохранить царскую гробницу. Ему предложили пропитать стены мавзолея 2% раствором синтетической смолы. Это позволило бы создать герметичную пленку на поверхности археологического памятника.
— Для рецепта нужно было раздобыть 27 кг поливинилбутерали, 250 кг химически чистого бензовала. Эти ингредиенты предоставил Главхимснаб, а третий ингредиент — 250 кг винного спирта Крайснаб выдать отказал, ссылаясь на приказ Главка, — поведала Ольга Брилева.
Через два года археолог вновь обратился в Эрмитаж и ему подсказали новый способ, который ленинградские реставраторы опробовали только на одной фигурке из мергеля. Когда об этом узнали в ставропольском музее, решили не рисковать и отложить затею до лучших времен.
По словам Ольги Брилевой, в 1980-е годы плиты почистили, но профессиональную реставрацию так и не сделали.
Василиск, три собаки и черепаха
Несмотря на почтенный возраст барельефы на плитах хорошо сохранились. По одному из прочтений, рисунки повествуют о земной и загробной жизни царя Дорголела.
На лицевой плите с отверстием изображён сам Дорголел. Рядом стоит человек, который подносит ему питьё. Слева от круга мужчина наливает жидкость из кувшина, а внизу лает собака. Есть версия, что автор барельефа запечатлел сцену причащения и благословения юноши на царство. Собака символизирует верность и дружбу, а виночерпий — щедрость. Другой вариант — правителя поминает монах.
На южной стороне гробницы можно разглядеть хищную птицу, черепаху и необычное существо, которое считают василиском.
Директор ставропольского музея-заповедника Николай Охонько много лет изучает плиты гробницы. По его мнению, картина в камне отражает подвиги Дорголела Великого — победу над дьяволом в образе василиска и освобождение из когтей орла черепахи, символизирующей соединение земли, воды и неба. За это правитель Алании удостоился царствия небесного — одна из сцен показывает пир с богами.
Есть и другие варианты трактовки барельефов, но археологи, искусствоведы, историки сходятся в одном — изображения перекликаются с христианской храмовой архитектурой.
— На боковой стороне мы видим две собаки. В Абхазии есть древний храм на горе Лашкендар, где изображены очень похожие животные. Об эпохе, когда аланы приняли христианство, говорят и изображенные на гробнице кресты, — уточнила Ольга Брилева.
Более 60 лет памятник доступен для посетителей музея в центре Ставрополя. Его сохранили в том же виде, каким его впервые обнаружили военные картографы. Но есть нюанс — у гробницы нет крыши. При этом в углу плит вытесаны пазы, возможно, под тяжёлую верхнюю крышку.
Крест на плите мавзолея. Сергей Бумагин, ИА Stavropol.Media
По словам Ольги Брилевой, её могли скинуть древние расхитители гробниц, а позже плиту унесли для строительства или хозяйственных нужд.
— Когда Леонид Никанорович обнаружил мавзолей, рядом был домик, где до 1918 года жил монах-отшельник Иордан. Он мог собирать камни, плиты для строительства своего жилья, — предположила Ольга Брилева.
Полностью погребальный комплекс ещё не изучен. В 1990-е годы туда ездила московская экспедиция во главе с Ириной Аржанцевой. Провели небольшие раскопки, зафиксировали придорожные камни с изображением всадников, оленей, крестов. Артефакты обнаружили на входе в Кяфарское городище.
Для более масштабных работ, по словам Ольги Брилевой, нужна команда и финансирование.
"Водили хороводы, пытались пролезть внутрь"
Мавзолей притягивает в музейный лапидарий не только туристов, но и представителей религиозных движений и последователей различных мировоззренческих идей.
— Приходили группами, водили вокруг гробницы хороводы, пытались пролезть внутрь через круглое отверстие, загадывали желания. Это было лет 20 назад, сейчас такого уже нет, — отметила Ольга Брилева.
Мавзолей аланского царя в Ставрополе. Сергей Бумагин, ИА Stavropol.Media
Она рассказала, что такие фанатики похозяйничали и на Кяфарском городище — растащили камни, из которых построили ритуальные круги, "храмы солнца" и места силы.
При этом кавказские народы, считающие себя потомками аланов, уважительно относятся к царскому мавзолею и, по возможности, посещают памятник, приезжая в Ставрополь. К примеру, во время фестиваля "Наследие степей и гор" (6+).
Аланы раскрасили гробницу цветными красками?
Вскоре на одну загадку, связанную с мавзолеем аланского правителя, может стать меньше. Этим летом специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации взяли пробы песчаника, чтобы, в частности, выяснить, есть ли на плитах гробницы следы краски.
Как предполагают ученые, аланы могли раскрасить барельефы мавзолея. Остатки краски можно разглядеть на одной из боковых плит.
В 2025 году предстоят масштабные реставрационные работы — музей выиграл грант Президентского фонда культурных инициатив на сохранение и возрождение рельефов мавзолея. Проект разработали под руководством директора Ставропольского государственного музея-заповедника Николая Охонько.
Москвичи взяли пробы песчаника, определили несколько видов лишайников на плитах.
Присоединяли трубки Карстена с водой и засекали, с какой скоростью песчаник впитывает воду. Будут рассчитывать, сколько нужно антисептического раствора, чтобы пропитать гробницу. Также, возможно, найдут следы древней краски — нашли синий оттенок, когда брали образцы. Первые результаты будут уже в ноябре, — рассказала Ольги Брилева.
Весной в музее запланировано заседание методического совета, на котором утвердят методику реставрации и, как только в Ставрополе установится сухая и теплая погода, приступят к работам.
Научно-исследовательская команда из Москвы до сентября приедет четыре раза. Сотрудники музея в эти дни планируют приглашать заинтересованных специалистов из регионов Северного Кавказа, а также студентов художественного училища, чтобы они научились работать с песчаником.
— Надеюсь, выработанная методика поможет сохранить ещё не один памятник. У нас много исторических зданий, построенных из песчаника, — уверена Ольга Брилева.
На лето сотрудники музея запланировали детские экскурсии, на которых будут раздавать раскраски с барельефами мавзолея.
Весь процесс реставрации зафиксируют на фото, чтобы впоследствии сделать выставку.