Чтобы принять участие в спецоперации, Александру пришлось целый год готовить к своему решению супругу. Та не желала отпускать мужа в зону боевых действий и боялась оставаться дома одной с двумя малышами — пятилетней Елизаветой и двухлетним Егоркой. Но вода камень точит, и упорство астраханского парня достигло цели — сохранив мир в своей семье, он отправился в военкомат, чтобы помочь принести мир жителям Донбасса. Материал газеты "Военный вестник Юга России" (12+) о бойце с позывным "Добрый" публикует ИА Stavropol.Media.
— Как можно сидеть дома, когда враг действует на нашей земле. У меня друзья на передовой — кого-то мобилизовали, многие сами пошли. Некоторые уже получили ранения, награждены государственными наградами, кого-то, к сожалению, мы потеряли. И я решил, что нужно помогать своим, — рассудительно объясняет Александр.
Перед тем как отправиться на передовую, он вместе с другими новобранцами прошёл этап интенсивной боевой подготовки на полигоне в одном из тыловых районов. Только после всестороннего и напряжённого изучения практики современной боевой работы парень (уже с позывным "Добрый") отправился нести службу в штурмовое подразделение 10-го гвардейского танкового полка.
— Навсегда мне запомнится подготовка на полигоне. Гоняли нас инструкторы и днём, и ночью. Рассказывали и показывали всё, что нужно знать и уметь в бою. Во время занятий было тяжело, не раз про себя костерил придирчивых наставников, зато сейчас благодарю от души — знания, полученные на занятиях, не раз спасали мне жизнь, — улыбается "Добрый".
Боевое крещение Александр принял в сражениях за промзону в ходе освобождения Авдеевки. Эти бои были одни из самых тяжёлых. Район находился на возвышенности, господствующей и над расположенными в низине кварталами основной части Авдеевки, и над пригородами Донецка. С 2014 года и до самого последнего момента, пока неприятель удерживал этот населённый пункт, "промка" использовалась противником как плацдарм, с которого им удобно было вести регулярные артиллерийские обстрелы столицы ДНР.
За восемь лет, прошедшие от начала конфликта на Донбассе до начала спецоперации, территория промзоны была превращена в хорошо подготовленный укрепрайон. С 2014 года этот район, и так изобилующий крепкими промышленными железобетонными строениями, противник перестраивал под свои нужды, заливая позиции бетоном, усиливал конструкции сталью, дополнял разветвлённой сетью ходов сообщения, а также системами наблюдения, контроля и связи.
Когда "Добрый" пришёл в полк, то был прикомандирован к штурмовой разведке. Вскоре после того как новичок успешно влился в коллектив подразделения, бойцам была поставлена задача взять под контроль строение под условным наименованием "Скелет" — здание завода, уже на 70% разрушенное в ходе обстрелов и боёв.
— На "Скелете" неприятель засел крепко. В одном месте была огневая точка, где сидели вместе пулемётчик со снайпером. С тыла эту парочку прикрывал 80-мм миномёт и АГС. Их "птички" со сбросами постоянно висели в небе, — описывает "Добрый" обстановку на "Скелете".
Бои за это здание длились неделю, и первые двое суток были для штурмовиков самыми тяжёлыми. Только после того, как поддерживавшие их танкисты-однополчане смогли выкатиться на прямую наводку и подавить огневую точку на здании, пехотинцы сумели проникнуть внутрь заводского корпуса.
— По нам в ответ работало всё, от пулемёта до артиллерии. ВСУ хотели нас отрезать от основных сил, чтобы мы остались без боекомплекта. В первую ночь, когда наша группа была уже внутри, противник пытался обойти нас с тыла, взять в клещи. Хорошо, что парни заметили их при помощи тепловизора и подавили пулемётным огнём, — вспоминает "Добрый".
На второй день штурма завода, уже под вечер, к нашим прорвалась ещё одна группа. Поднесли продовольствие, БК, батареи для рации. Перегруппировались, отбили несколько вражеских контратак и затем общими усилиями полностью зачистили "Скелет".Но в одном из боёв в заводском корпусе "Добрый" получил ранение — осколок очередного миномётного боеприпаса, которыми враг щедро засыпал наших бойцов, достал штурмовика в ногу.
После госпиталя и восстановления, поскольку Александру в результате ранения пока непросто быстро передвигаться, он перешёл в подразделение связи батальона. На новом месте "Добрый" под началом опытных связистов с позывными "Хонда" и "Митяй" быстро освоил свои новые обязанности. Александр научился обеспечивать настройку и поддержание связи между различными подразделениями и штурмовыми группами батальона. Его задача — бесперебойная работа радиостанций в подразделениях. "Добрый" активно участвует в планировании операций, передавая команды и получая обратную связь от бойцов на передовой.
Служба военного связиста далеко не тыловая. При освобождении Авдеевки Александру была поставлена задача быть корректировщиком миномётчиков. В течение нескольких суток он находился на наблюдательной точке в тылу врага. "Добрый" передавал информацию о передвижениях противника, ротации подразделений, подвозе БК и продовольствия на неприятельские позиции, после чего по указанным координатам тут же била наша артиллерия.
Правильно выбранная позиция и умелая маскировка позволили "Доброму" всё это время оставаться незамеченным. Хотя противник понимал, что где-то рядом находятся наши "глаза", но так и не смог вычислить наблюдательный пункт. Несколько раз вражеские пехотные группы прочёсывали район в поисках корректировщика, но успеха не достигли. За выполнение той боевой задачи "Добрый" был награждён медалью "За отвагу".
Александр совсем недавно выписался из госпиталя после очередного ранения и снова вернулся к своим боевым товарищам.
— Не могу долго валяться на больничных койках. От меня больше пользы будет здесь, в подразделении. Отдыхать начнём, когда полностью победим врага, а сейчас нужно работать, — убеждён парень.
После победы "Добрый" намерен и дальше служить в армии.
— Я здесь нашёл то, чего мне не хватало — важную, интересную работу и по-настоящему братский коллектив, — улыбается боец.
Материал подготовлен газетой "Военный вестник Юга России" (12+).
Автор: Александр КАВЕШНИКОВ.