Ставропольский край — уникальный пример региона, где десятилетиями формируется культура межнационального и межконфессионального диалога. Здесь живут представители более 120 национальностей, что требует постоянного внимания к вопросам интеграции и стабильности. В интервью руководителю ИА StavropolMedia Наталье Мурье замминистра по делам национальностей и казачества Ставропольского края Владислав Калхидов рассказал о миграции, работе с диаспорами, молодёжью и религиозными организациями, а также о роли казачества и поддержке участников специальной военной операции в формировании единой российской идентичности.
— Владислав Амиранович, Ставропольский край всегда был регионом многонациональным. Есть ли данные, сколько национальностей сегодня официально проживает на нашей территории, и как изменилась эта цифра за последние 5 лет?
— Ставропольский край — флагман Северо-Кавказского федерального округа. Здесь проживает свыше 120 национальностей, и эта цифра ежегодно растёт. Мы активно работаем с национально-культурными автономиями, проводим встречи и мероприятия для обсуждения актуальных вопросов. Особое внимание уделяется взаимодействию с Федеральным агентством по делам национальностей и Государственной Думой, где обсуждаются и решаются возникающие вопросы межнационального характера и миграции. Ситуация в крае стабильная, и мы считаем, что любые попытки дестабилизации извне пресекаются системо, в том числе с участием силовых структур.
— Какая из диаспор в крае увеличилась за последние годы? Есть ли изменения в национальном составе?
— В Ставропольском крае более 80% населения — православные, около 13 –15% — мусульмане, остальные — буддисты, иудеи и др. Национальный состав остаётся стабильным, ежегодный прирост населения составляет примерно 2–3%, в том числе за счёт внутренней миграции из соседних регионов. Одно дело, когда мигрант приезжает из другой страны и хочет у нас жить, работать и создавать семью. И другое — когда, к примеру, из Дагестана либо из Карачаево-Черкесии к нам приезжают, переезжают, хотят здесь учиться, работать, создавать семьи. Это нужно четко разграничивать и понимать специфику.
Основные изменения происходят не в количестве, а в качестве взаимодействия между национальностями. Важную роль играет казачество, которое помогает предотвращать бытовые конфликты и способствует укреплению межнационального мира.
— Как выстроена работа министерства с диаспорами? Есть ли какие-то специальные проекты? Если да, то каковы их ключевые результаты? Можно ли говорить, что вниманием охвачены все диаспоры?
— У нас действует этносовет при губернаторе, который собирается раз в полгода или чаще при необходимости. В совет входят представители всех национально-культурных автономий, силовых структур и научного сообщества. На муниципальном уровне также есть этносоветы, которые оперативно реагируют на возникающие вопросы. Основная задача — выстраивание эффективного межнационального диалога и совместная работа по устранению недопониманий.
Тесные и дружеские отношения выстроены между представителями разных конфессий. Например, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл и муфтий Ставропольского края Мухаммад Хаджи Рахимов активно взаимодействуют. Особое внимание уделяем молодёжи: ежегодно проводим форум "Кавказ — наш общий дом" (12+), где представители разных религий и национальностей общаются и участвуют в совместных мероприятиях. Федеральный центр поддерживает наши инициативы, выделяются средства на межнациональные и межконфессиональные проекты.
Посмотрите на бригаду "Терек". Я не побоюсь сказать, что она хоть казачья, но она и многонациональная. Основная часть казаки, но также много представителей других национальностей, других конфессий. Все служат, плечом к плечу выполняют боевые задачи. Ребята поддерживают друг друга, их семьи дружат.
Наша задача как министерства — не просто взаимодействовать с каждым, а делать так, чтобы все представители всех национальностей взаимодействовали друг с другом. Залог правопорядка — взаимопонимание, и желание представителя той или иной национальности стремиться к миру, а не к конфликту.
— На федеральном уровне все громче звучит проблема воспитания детей мигрантами в закрытых национальных общностях. Что исключает полноценную интеграцию таких ребят в нашу языковую и культурную среду, зачастую они не посещают детские сады и школы. Насколько актуальна эта проблема для Ставрополья?
— Процент приезжих мигрантов из-за рубежа у нас очень низкий. Если возникают вопросы с интеграцией детей, мы взаимодействуем с местными органами власти и силовыми структурами. Федеральное законодательство требует знания русского языка и сдачи экзаменов. Внутренняя миграция — отдельный вопрос: наша задача — объяснить приезжим специфику региона и помочь адаптироваться. Если люди настроены на интеграцию, проблем не возникает.
— Справедливо ли будет сказать, что большинство инцидентов, происходящих в крае — это бытовые, а не межнациональные конфликты?
— За последние несколько лет конфликтов на национальной почве не зафиксировано. Все они носили бытовой характер. СМИ иногда придают им национальную окраску, но при разборе оказывается, что причина — обычные житейские ситуации. Мы стараемся оперативно реагировать и разъяснять ситуацию, чтобы не допускать эскалации.
— Какие главные вызовы в сфере межнациональных отношений и интеграции диаспор вы видите на ближайшие 3–5 лет?
— Основные задачи — адаптация участников специальной военной операции к мирной жизни, усиление работы с молодёжью, развитие межнационального и межконфессионального диалога. Важно предотвращать недопонимание, вести открытый диалог и поддерживать совместные проекты. Мы не используем термин "толерантность", а строим отношения на взаимном уважении и сотрудничестве.
Справка: Владислав Калхидов — терский казак, ветеран СВО. Окончил Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в Москве, более 5 лет работал в Государственной Думе РФ. С 2020 по 2023 год занимал должность заместителя атамана Терского казачьего войска по взаимодействию с органами власти, организации государственной и иной службы, также во время участия в СВО был замкомандира казачьего батальона "Терек". С 2023 по 2024 год был начальником отдела в управлении внутренней политики администрации главы ЛНР.
Награжден медалями "За отвагу" и "За отвагу" Луганской Народной Республики.