Наши штурмовые подразделения в зоне проведения специальной военной операции продолжают доказывать делом настоящую любовь и преданность Родине, работая на самых сложных участках линии боевого соприкосновения, они заходят там, где тяжело, и держат позиции до подхода подкрепления, несмотря ни на что, — до конца. Материал подготовлен корр. газеты "Флаг Родины" (12+).
Часто рискуя здоровьем и жизнью, штурмовики противостоят противнику на "передке", потому что понимают, что от их слаженных действий зависит успех соседних подразделений, а тут нельзя дать слабину — каждый знает, что за ними — свои, их подвести нельзя.
В составе штурмовой роты 80-й отдельной мотострелковой бригады (арктической) группировки войск "Днепр" несет службу и выполняет боевые задачи оператор БПЛА с позывным "Викинг", который начинал свою боевую карьеру с должности штурмовика. Совсем еще молодой парень, всего-то двадцать лет, но за его плечами — участие в освобождении нескольких населенных пунктов на запорожском направлении, штурмовые действия в "лесополках" и несение дежурства на постах боевого охранения в островной зоне.
Родом "Викинг" с Приморского края, из города Уссурийска. Знакомство с армией начинал со службы по призыву в Воздушно-десантных войсках, где, как он сам признается, многое встало на свои места.
Для многих молодых парней, попавших в незнакомые условия, где каждый день проходит по уставу и распорядку дня, а каждое передвижение осуществляется либо строевым, либо бегом, — это уже целое испытание, но "Викинг" был готов к трудностям армейской жизни, он старался эти трудности пройти, потому что считал, что это делает его сильнее, научит выполнять задачи плечом к плечу со своими товарищами.
— За год в армии много что успел понять. Привык быстро и к распорядку дня, и постоянным физическим нагрузкам, нарядам — это закалило меня. Я понимал, что армейскую школу нужно пройти каждому мужчине, и я не исключение, — рассказывает военнослужащий.
В десанте у него появилась привычка выполнять задачу до конца. Этот принцип он сохранил и после, уже в зоне проведения специальной военной операции, только теперь его задачи — боевые, но суть осталась та же — понимать, зачем ты здесь, и делать все, что от тебя требуется, чтобы не подвести тех, кто рядом.
— На службу я пришел вполне осознанно, — говорит "Викинг". — Мой старший брат — офицер, выполнял боевые задачи в зоне проведения спецоперации. Я всегда на него равнялся, горжусь им, а сегодня, уверен, он гордится мной. Когда мне исполнилось восемнадцать, пошел служить в ВДВ. Служба по призыву хоть и прошла быстро, но насыщенно. Однако мне этого явно не хватало, а вернуться домой в статусе "отдал долг Родине" тоже не хотелось. Решил остаться и подписать контракт с Министерством обороны России, чтобы связать свою дальнейшую жизнь с Вооруженными Силами уже на профессиональной основе.
В составе десантно-штурмовой бригады "Викинг" отправляется на запорожское направление, где в должности штурмовика выполняет задачи в так называемых лесополках, штурмует укрепленные вражеские линии и позиции, а также участвует в освобождении сел.
Свой позывной получил еще на Запорожье из-за характерной внешности: высокий, русобородый, с прищуром викинга.
— Да и сам характер, наверное, подходил. Мы тогда все викингами были, — улыбается военнослужащий. — Нам честно не до позывных было, работа штурмовика — ответственная, а самое главное — опасная, как у викингов — в бою до конца. Бывало, стоим на позиции, и тишина вроде, а через минуту — уже "прилетело". Надо быстро ориентироваться, принимать решение, чтобы товарищи не пострадали. Мне, может, лет и немного, но парни доверяли, это дорогого стоит.

Работа операторов БПЛА. Фото: Минобороны РФ
Сейчас "Викинг" выполняет боевые задачи в составе штурмовой роты 80-й отдельной мотострелковой бригады (арктической) группировки войск "Днепр" и с недавнего времени учится летать на "птичке", так сказать, с земли — в небо.
— Я не сразу был с джойстиком в руках. Сначала работал как все — на земле, — рассказывает оператор БПЛА. — Посты боевого охранения, обстрелы, вражеские дроны, потом командование разрешило попробовать себя в новой должности, и вот теперь готовлюсь к первому полноценному боевому вылету. Тщательно тренируюсь с товарищами по "цеху", для меня это новый этап, но местность изучена мною лично — только пропеллеры теперь вместо тактической обуви.
"Викинг" каждый день внимательно штудирует особенности моделей, запоминает их отличия, особенности полетов, типы сбросов, методику доставки грузов, учится управлять беспилотниками, наводить их и корректировать, чтобы потом вовремя поддержать боевых товарищей с берега, тех, кто сейчас отважно держит позиции в островной зоне.
В ходе разговора с корреспондентом флотской газеты он поднял в воздух "мавик", чтобы показать одно из упражнений, которые военнослужащий и другие операторы БПЛА отрабатывают каждый день. "Птичка" под его управлением выполнила несколько сложных поворотов между деревьями, пролетела на высокой скорости над блиндажами подразделения и зависла точно над нами. Было понятно, что "Викинг" привык к управлению этим дроном, осталось только дождаться первого боевого вылета, чтобы показать на деле свой уровень подготовки управления беспилотником.
— Я как бывший штурмовик знаю, что на "передке" нужнее всего. Мы с товарищами учимся летать, снимать обстановку, помогать в случае чего с воздуха. Разведка, наведение, доставка воды или медикаментов — все это отрабатываем, потому что знаем, как это, когда сидишь в окопе, и тебе надо, чтобы кто-то вовремя помог с неба. Я теперь просто с другой позиции работаю, но с теми же героями — плечом к плечу.
Семья ждет возвращения героя, гордится им, старается поддерживать и быть рядом хоть и не физически, но душой рядом. Старший брат успокаивает родных, потому что знает, что так будет легче и им, и самому "Викингу", он и сам прошел через это, как никто другой может подобрать правильные слова поддержки.
— Когда дома все хорошо, мне на душе легче, — делится военнослужащий. — Конечно, все переживают, но мне полегче, там дома — брат. Он точно сможет подобрать правильные слова. Мы тут с парнями делаем все, чтобы зло не пришло к нам домой. Мне двадцать. У кого-то в моем возрасте учеба, а у кого-то — клубы, но меня это не беспокоит. Я просто делаю то, что должен, как настоящий мужчина защищаю Родину, потому что знаю, что делаю это ради тех, кто за нашей спиной — родные, страна, наши. Я не жалею, что здесь. Это мой выбор, мы тут с парнями работаем каждый день. Кто-то в штурме, кто-то с беспилотниками, кто-то в тылу, но мы все знаем, ради чего здесь — ради победы.
В штурмовой роте отношение между военнослужащими, как у родных, потому что здесь давно поняли, что без плеча боевого товарища — никуда. За время моего нахождения в этом подразделении проходила подготовка операторов БПЛА, где я заметил, как более опытные товарищи, которые уже прошли боевые вылеты, не отстраняются, а наоборот, делятся тем, что сами узнали не по инструкции к беспилотнику, а непосредственно при боевой работе. Рассказывают, где лучше запустить "птичку", как уйти от РЭБ, как сориентироваться, если связь нестабильная. Все они понимают, что от действий одного бойца зависит успех всей штурмовой роты.
Лейтенант Виктор ВОРОНОВ