Фото: Ставропольский государственный музей-заповедник
Ставропольский мукомольный завод: как армяне бакинскому купцу мельницу продали
Предприятие обеспечивало мукой потребности Ставрополья, Дагестана, Закавказья и Средней Азии
Эпоха индустриализации в Ставрополе пришлась на нулевые годы ХХ века. Это время промышленных гигантов из камня и стали, время рабочего класса. В 1902 году появился чугунно-литейный завод Адольфа Шмидта (будущий "Красный металлист"), историю которого мы собрали здесь. А в 1908 году в краевом центре заработало ещё одно знаковое предприятие — Ставропольский мукомольный завод, более известный под названием "Мельзавод №5". Чем знаменита эта старинная мельница — в материале ИА Stavropol.Media.
Миллион рублей на двоюродных братьев
У мельницы, которая находится на улице Железнодорожной, 1, армянские корни. Именно Торговый дом "К. Анпетков и А. Унанов" (во многих источниках ошибочно указана фамилия Унаков) в начале ХХ века приобрёл в Ставрополе участок земли и построил мукомольный завод.
Владельцы этого торгового дома родом из города Нахичевань-на-Дону (сейчас это часть Ростова-на-Дону). В материалах управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия говорится, что Анпеткова при рождении звали Акри Каспарович Петконян, а фамилия Унанова — Унанян. Они в 1901 году начали совместный бизнес с основным капиталом в 1 млн рублей.

Образец пая Товарищества на паях «К.К. Анпетков и А.Е. Унанов» в 1000 рублей на предъявителя. Фото: Ставропольский государственный музей-заповедник
Правление торгового дома в те годы располагалось в Ростове, а свои предприятия армянские мещане начали строить в нескольких населенных пунктах юга Российской Империи.
Первое — маслобойный завод — появилось в 1903 году в станице Усть-Лабинской (сейчас город Усть-Лабинск Краснодарского края). Вскоре станичный заводик уже имел неплохие обороты, которые к 1911-му достигли 340 тысяч пудов масла и 520 пудов выжимок в год на 1,6 млн рублей. Прибыль позволяла братьям расширять свою бизнес-империю. Так они добрались до Ставрополя.
На бумаге — 1901, на фасаде — 1908
Когда построили мукомольный завод — данные расходятся. В некоторых источниках указан 1901 год, что вряд ли возможно, поскольку в этом году братья только создали свой торговый дом, а первый завод построили на Кубани. Поэтому ближе к истине второй вариант — 1908 год. Именно это число можно увидеть на кирпичном здании мельницы.
Однако истина, скорее всего, где-то посередине, поскольку есть документы, датированные 1904 и 1905 годами.
Приведём точную цитату из сообщения краевого управления по охране ОКН (со ссылкой на Ставропольский государственный музей-заповедник):
"Ярмарочная площадь, на которой был построен железнодорожный вокзал, начала застраиваться различными складами для хранения зерна, кожи, леса, нефти, керосина. В 1901 году на северной стороне площади торговый дом "К.К. Анпетков и А.Е. Унанов" построил мельницу в шесть этажей с 14 вальцами по 40 дюймов длины каждый и тремя газогенераторными двигателями в 450 лошадиных сил.
Мельница была оборудована собственным водяным колодцем и газовой скважиной, амбарами на 50 тысяч мешков муки, 150 пудов пшеницы и 100 тысяч пудов отрубей. Суточный помол муки 11 сортов, в том числе высшего качества — крупчатки, составлял 7,5 тысячи пудов".
Аренда по цене 8 копеек за пуд
Ещё одно объяснение числа 1908 на фасаде — деятельность азербайджанского миллионера из Баку Агабалы Гулиева, который именно в этом году на девять лет взял у братьев Анпеткова и Унанова мельницу в аренду. За каждый пуд пшеницы он платил владельцам по 8 копеек.
Так в Ставрополе появился мельничный комплекс Гулиева, который в 1907 году создал "Кавказское акционерное общество мукомольных и рисоочистительных мельниц".

Погрузка муки, 1910-е годы. Фото: Ставропольский государственный музей-заповедник
И если у братьев из Нахичевани-на-Дону Агабала производственные мощности арендовал, то у купца из Майкопа Ивана Баранова в том же 1908 году он выкупил паровую вальцовую мельницу, возведенную в 1902 году на другой стороне Ярмарочной площади.
В 1914 году по проекту инженера Савицкого к ней пристроили элеватор и подвели железную дорогу. Реконструкция обошлась в 350 тысяч серебряных рублей. Сейчас этот объект на улице Апанасенковской, 12, известен под названием "Мельница Гулиева".
Мукомольный завод на улице Железнодорожной, 1, который ещё называют Анпетковской мельницей, Гулиев также модернизировал, увеличив производство муки до 2 млн пудов в год.
Революция, национализация, Великая Отечественная
После установления Советской власти обе мельницы Гулиева в Ставрополе национализировали (к 1917 году у купца должен был закончиться срок аренды). Подробности этих событий в открытых источниках найти не удалось. Известно, что после Октябрьской революции Агабала уехал в родной Баку, где "дожил до седин" — на момент смерти в 1920 году ему было 58 лет.
В Советское время Анпетковская мельница стала мельзаводом №5, а мельница Гулиева — мельзаводом №4. В годы Великой Отечественной войны, когда город оккупировали фашисты, оба предприятия существенно пострадали, но после изгнания врага ударными темпами восстановлены. Первым заработал пятый завод, который во многом спасли партизаны. Там начали молоть ячменную и пшеничную муку.
Управляющий ставропольским трестом "Главмука" К. Горбунов в 1943 году писал в газете "Ставропольская правда", что до оккупации немецко-фашистскими захватчиками в крае работали девять мукомольных предприятий. Они обеспечивали мукой не только потребности Ставрополья, но и Дагестана, Закавказья и Средней Азии.
"Немцы взорвали, разрушили и привели в негодность мельзаводы края. Фашистские мерзавцы вывезли ценное оборудование из Незлобной — 13 вальцевых станков, рассева, самотёки. Были приготовлены к отправке новые мощные котлы. Красная Армия, стремительно ударившая по врагу, помешала им осуществить этот грабёж. Патриоты Родины, рабочие и служащие мукомольной промышленности взялись за восстановление разрушенных предприятий. На второй день после изгнания фашистских захватчиков были пущены в работу мельзаводы в Ставрополе и Георгиевске", — писал Горбунов.
Он отмечал, что при разрушении мукомольных предприятий, элеваторов, складского хозяйства на многих из них оставшиеся зерно и муку уничтожили пожары. Но пшеница на взорванном элеваторе в Ставрополе была спасена.
Женский труд и борьба "за чёткую работу"
В 1943 году коллективы ставропольских мельзаводов №4 и №5 устроили соревнование. Они боролись за скорейшее восстановление разрушенных предприятий и за чёткую их работу.
"Зерно было извлечено коллективом из-под обломков, очищено и перерабатывается на муку. Немецкие варвары не только уничтожили заводы, разграбили и разрушили подсобные хозяйства: побит и угнан скот, порезаны свиньи, птица, разрушены ульи. Сейчас начато восстановление разграбленных подсобных хозяйств. Предприятия уже приобрели 25 коров, 15 лошадей, 60 ульев пчёл, закреплены земли под огородные и другие культуры площадью в 100 га.
На некоторых мельзаводах организованы и работают столовые, они полностью обеспечивают рабочих горячей пищей по дешёвой цене. На предприятиях развёртывается техническая учёба. Открываются курсы на 40 человек. Обращено особое внимание на внедрение женского труда — 75% кадров наших предприятий составляют женщины", — писал управляющий трестом.

Цех фасовки муки в мешки, 1960-е годы. Фото: Ставропольский государственный музей-заповедник
В марте 1943 года мельзавод №5 поставил цель до 1 апреля закончить ремонт технологического оборудования, чтобы увеличить производительность мельницы в сутки на 90 тонн больше плановой. До 1 мая 1943 года — заново устроить простейшую механизацию выброски муки из выбоя в склад, привести в полный порядок силовую установку и электрохозяйство. Также планировали создать собственное подсобное хозяйство, засеять 10 га и создать животноводческую ферму.
Ударная Ленинская вахта и коммунистические субботники
В советские годы на заводе продолжали выпускать муку, а коллектив и руководство стремились быть в передовиках не только на производстве, но и в общественных делах. К примеру, в 1969 году на тот момент директор мельзавода №5 П. Шашурин рапортовал первому секретярю Октябрьского РК КПСС товарищу И.И. Гулевскому, что одобряет инициативу Минераловодского отделения железной дороги о проведении с 1 по 12 апреля ударной Ленинской вахты и 12 апреля — юбилейного коммунистического субботника.
К этому сроку директор обязался не только подготовить завод к переработке зерна нового урожая, но и выполнить полугодовое задание по сдаче металлолома. А во время субботника привести в хорошее санитарное состояние и территорию предприятия, и улицу Войтика.
Так и случилось. Завод, согласно рапорту Шашурина, подготовили за 2 дня, план по металлолому перевыполнили на 2 тонны. Сверх плана выработали 133 тонны муки на 21,6 тысячи рублей, а также сэкономили 30 тонн сырья и почти 10 тысяч киловатт/час электроэнергии. Кроме того, на субботник вышли 205 человек из 217 работников мельзавода.
"Во время субботника играло два баяна, радиола, работал буфет. Коммунистический субботник прошёл на высоком идейном и политическом уровне", — говорится в рапорте директора, который хранится в Государственном центральном музее современной истории России.
К Ленинской вахте на заводе выпустили стенгазету.
Три попытки модернизации и одно банкротство
Лихие 90-е не пощадили никого. Досталось и Ставропольскому мукомольному заводу. Но перед самым развалом СССР на предприятии провели модернизацию.
В 1989 году мельничный комплекс оснастили высокотехнологичным оборудованием мощностью 250 тонн переработанной пшеницы в сутки. Его изготовили по лицензии швейцарской фирмы.
В 2007 году на заводе ввели в эксплуатацию цех по производству хлебобулочных изделий с оборудованием из Италии, Швейцарии и Германии.

Ставропольский мукомольный завод. Фото: Управление по охране ОКН Ставрополья
Продукцию под брендом "Хлебозавод №5" отгружали на автовозах, в мешках по 50 и 25 кг, а также для розницы в пакетах по 10, 5, 2 и 1 кг. Мощности позволяли перерабатывать 70 тысяч тонн пшеницы в год, производить муку высшего, первого и второго сортов, манку и отруби.
В 2013 году завод обанкротился, его закрыли на три года, но в 2016 году пришёл инвестор и дал новую надежду. Опять заработали цеха, ассортимент хлебобулочных изделий нарастили до 40 наименований, их начали продавать в магазины Ставрополя и края.
Однако в 2020 году общество с ограниченной ответственностью "Ставропольский мукомольный завод", созданное в 1993 году, ликвидировали. Но на этом история мельницы не закончилась.
По данным сервиса проверки контрагентов "Контур.Фокус" (16+), по адресу: улица Железнодорожная, 1, в 2016 и в 2022 году зарегистрированы юридические лица с одинаковым названием "СМЗ" (Ставропольский мукомольный завод), но с разными учредителями. У них один и тот же основной вид деятельности — производство продуктов крупяной и мукомольной промышленности. Пока их деятельность нельзя назвать активной, но, возможно, вскоре мы вновь увидим продукцию мельницы на прилавках магазинов.

