Подростка на электросамокате сбила легковушка в Ставрополе
10:25
Как получить допвыходные родителям детей-инвалидов, рассказали на Ставрополье
10:14
Землетрясение магнитудой 3,6 произошло ночью возле Невинномысска
10:10
Финансовый старт: что должны знать о деньгах школьники, студенты и их родители
10:00
Отрубленная голова коровы на тротуаре возмутила жителей Ессентуков
09:59
Часть газона на улице Морозова в Ставрополе заасфальтировали
09:51
Пожар заметили на горе Машук в Пятигорске
09:39
Больше пяти часов действовал режим беспилотной опасности на Ставрополье
09:18
На ярмарке жители Предгорья собрали 100 тысяч рублей для бойцов СВО
09:04
4 сентября на Ставрополье: в Пятигорске торжественно открыли озеро Провал
08:30
Что будет с закрашенным пешеходным переходом в Ставрополе, рассказали в мэрии
3 сентября, 17:56
Огонь уничтожил теплицы и большие запасы сена в станице на Ставрополье
3 сентября, 17:52
Губернатор Ставрополья вспомнил об ушедшем из жизни в 2020 году Андрее Джатдоеве
3 сентября, 17:05
Юрий Литвинов: о кадровом голоде, лекарствах и новых стандартах медицины в регионе
3 сентября, 16:29
Захваченную террористами школу Беслана посетили педагоги со Ставрополья
3 сентября, 15:58

Юрий Литвинов: о кадровом голоде, лекарствах и новых стандартах медицины в регионе

Большое интервью министра здравоохранения Ставропольского края
Юрий Литвинов и Наталья Мурье Пресс-служба Минздрава Ставрополья
Юрий Литвинов и Наталья Мурье
Фото: Пресс-служба Минздрава Ставрополья
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Как решаются вопросы нехватки врачей и узких специалистов в больницах и поликлиниках Ставрополья, как будет выглядеть реформа скорой и неотложной помощи, в чем заключаются приоритеты развития региональной медицины на ближайшие годы? На эти и другие вопросы в большом интервью руководителю ИА Stavropol.Media Наталье Мурье ответил министр здравоохранения Ставропольского края Юрий Литвинов.

Кадровый дефицит: проблема и решения

—  Юрий Витальевич, проблема кадрового дефицита во многих отраслях сегодня актуальна для страны в целом. Как обстоит ситуация с обеспеченностью медицинскими кадрами в лечебных учреждениях, особенно в сельской местности? Какие конкретные меры принимаются для привлечения и удержания специалистов, в том числе молодых врачей и среднего звена? Очевидно, что каждый доктор — это штучный специалист, подготовка которого занимает много лет.

— Благодаря реализации нацпроекта "Здравоохранение", существенным вложениям и поддержке губернатора Ставропольского края, отрасль становится более технологичной и оснащенной. Вопрос нехватки кадров выходит сегодня на первый план. Дефицит полиморфный: например, стоматологические специальности насыщены за счёт собственного факультета Медицинского университета, множество выпускников покрывают потребности отрасли. В основной лечебной сети ситуация другая. В первичном звене благодаря ряду мер укомплектованность врачами и средним медперсоналом достигла 95%. Это результат нескольких составляющих: целевой подготовки в школах, университетах, профориентационной работы в медорганизациях и материального стимулирования. Особую роль сыграло постановление №2568 РФ, установившее соцвыплаты врачам, работающим в селе.

Однако по ряду узких специальностей, особенно в районных больницах или городской поликлинике, дефицит сохраняется. Например, не хватает анестезиологов-реаниматологов. То же самое касается службы скорой медицинской помощи. Сейчас мы прорабатываем дополнительные механизмы, активно используем ресурс студентов медицинских вузов и клинических ординаторов. В прошлом году около 100 таких специалистов уже работали на врачебных должностях, в этом году планируем удвоить их число.

Этот процесс системный. Формирование врача начинается со школы. Подготовка серьёзная и долгая, невозможно обучить специалиста всего за несколько месяцев.

Минздрав Ставропольского края

О развитии региональной медицины рассказал министр здравоохранения края. Фото: Минздрав Ставропольского края

Привлечение молодых специалистов в медицину

— Как заинтересовать учащихся старших классов профессией врача, чтобы они не мечтали стать блогерами, а захотели идти работать в тяжёлых условиях, например, в службе скорой помощи?

— Необходимо показывать профессию изнутри, потому что медицинское образование — фундаментальное, университетское. Оно даёт шанс для самореализации в разных направлениях: практика, наука, преподавательская деятельность. Мы доносим до будущих студентов важность научной деятельности, широту горизонтов медицины. Профильные классы в школах помогают ребятам увидеть, как работает медицинский университет, пройти путь получения образования. Медицинские организации должны взаимодействовать с учебными заведениями, рассказывать ученикам о профессии. Медицина сегодня вбирает много цифровых технологий, что тоже интересно нынешнему поколению.

Сейчас мы готовим к открытию кадровый центр, его задача — анализ ситуации в учреждениях, работа с каждым медиком, выяснение причин ухода из сферы или их перехода в другие регионы. Это позволит принимать эффективные стратегические решения. Мы также изучаем позитивный опыт кадровой политики других регионов.

— Теплый климат Ставрополья может помочь привлечению узких специалистов, которые работают в северных территориях, ведь многие мечтают жить на юге?

— Мы в этом плане активно работаем. Многие доктора приезжают к нам из Сибирского федерального округа и Астраханской области по программе "Земский доктор". Кадровый центр поможет расширить такие практики. Хотим шагнуть от формального кадрового делопроизводства к полноценной HR-службе с глубоким анализом и стратегическим планированием.

Минздрав Ставропольского края

О развитии региональной медицины рассказал министр здравоохранения края. Фото: Минздрав Ставропольского края

Очереди и доступность специалистов

— Насколько удалось решить проблему очередей к врачам, особенно к узким специалистам? Как сегодня организован их приём в отдалённых населённых пунктах?

—  Проблема с очередями всегда была, и, наверное, правильнее говорить не о самой проблеме, а о том, что нужно делать для её решения, — чтобы логистика прихода пациента в медицинское учреждение стала более плавной и понятной. Здесь есть несколько важных моментов, которые надо учитывать.

Во‑первых, мы активно развиваем цифровую систему записи на приём. Сегодня у нас есть минимум два крупных канала: через портал государственных услуг (6+) и через региональный портал Ставропольского края (6+). Через них каждый может записаться на прием к врачу. Мы разъясняем населению, как пользоваться этими сервисами, и кому это доступно. Но есть и нормативные нюансы. К примеру, к некоторым специалистам запись возможна только после консультации участкового терапевта. Это логично, ведь задача терапевта — правильно направить пациента. Часто поступают жалобы, что невозможно записаться, скажем, к аллергологу, но прямая запись туда не предусмотрена, так как эта специальность не относится к первичному звену. Пациент сначала должен посетить врача общей практики, пройти минимальное обследование, а потом уже получить направление к узкому специалисту. Так как аллерголог не может быть в каждой поликлинике, первичный приём туда невозможен. Иначе мы можем неправильно распределить ресурсы, что для нас критично.

Кроме того, в крае развиваем телемедицинские консультации, которые позволяют решать вопросы врача и пациента дистанционно — без посещения поликлиники или поездок в крупные центры. Это интерактивный виртуальный формат, который мы активно внедряем.

Конечно, важен также упорядоченный приём через терапевта — качественная работа первичного звена минимизирует лишние походы от одного специалиста к другому, что часто вызывает раздражение пациентов и потерю времени. Здесь нам помогают методы "бережливой поликлиники", которые уже показывают результат.

Мы еженедельно работаем над этим, у нас есть поликлиники‑лидеры, где эффективность записи улучшилась, их опыт распространяем по другим подразделениям. Так что уверен: системная и постоянная работа даст заметный эффект.

Несколько лет назад, на уровне страны, мы были примерно на 80‑м месте по качеству электронной записи, а сейчас уже поднялись на 30‑е. Это большой прогресс — по эффективности и времени ожидания.

Сегодня всё максимально прозрачно — цифры и данные открыты. Однако продолжаем работать над многими аспектами: больше цифровизации, проводим обучение медицинского персонала, привлекаем администраторов залов. Многие вопросы могут решаться непосредственно в регистратуре без долгого ожидания талонов, повторных походов к врачам и недоразумений с оформлением. Всё это снижает лишние затраты времени и ресурсов, что крайне важно для пациентов и системы в целом.

Лекарственное обеспечение: вызовы и решения

— Какова ситуация с обеспечением лекарствами, бывают ли перебои с бесплатными препаратами для пациентов с хроническими заболеваниями? Как это прогнозируется на будущее?

— В этой области удалось добиться существенного прогресса. Число обращений по поводу льготного лекарственного обеспечения снизилось на 15–17% по сравнению с прошлым годом. Анализ таких жалоб помогает правильно выстроить дальнейшие действия. Одна из основных проблем — монетизация льготы: многие пациенты выбирают деньги, потом не могут покрыть расходы на лекарства, особенно на дорогие препараты. Мы проводим кампании по возврату людей к льготным схемам, это улучшает их положение.

Вторая проблема — желание получить конкретное торговое наименование препарата вместо положенного по МНН (международное непатентованное наименование). По закону закупаются именно они. Если требуется определенное название, нужны решение врачебной комиссии и дополнительное обследование.

Сегодня мы активно приобретаем отечественные препараты: это и дешевле, и безопаснее на фоне ухода западных компаний. Соотношение затрат: 88% на российские и 12% на иностранные препараты, при этом российские позволяют закупить в количественном выражении больше. Качество отечественной фармы высокое, оборудование современное. Если возникает временная нехватка нужного препарата — пациентов вносят в лист ожидания, выдача гарантирована.

Региональное финансирование на препараты ежегодно растёт: в 2025 году по сравнению с 2024 оно увеличено для диабетиков на 250 млн рублей, онкобольных — на 200 млн, по группе заболеваний по 890-му постановлению почти вдвое, в общем — прирост более чем на миллиард рублей. Закупки начинаются осенью, чтобы с начала года и на праздники не было сбоев.

Профилактика и формирование здорового образа жизни

— Юрий Витальевич, вы назвали очень большие суммы, выделенные на обеспечение лекарствами. Это огромная нагрузка на бюджет. Справедливо ли утверждать, что часть заболеваний можно предотвратить? Принимаются ли какие-то меры для профилактики?

— Правильный образ жизни должен стать нормой. Профилактика — самостоятельное направление нацпроекта. Региону выделяется значительное финансирование на профосмотры и диспансеризацию, особенно репродуктивного возраста (с июля 2024 года). Индивидуальные опросники, анкетирование на диспансеризации помогают формировать портрет пациента и выявлять управляемые риски. Отделения медпрофилактики учат пациентов ответственному подходу к здоровью.

Сегодня в развитии системы здравоохранения мы вышли на третий этап: быть здоровым — модно и современно. Укрепление соответствующей мотивации — важная задача.

Минздрав Ставропольского края

О развитии региональной медицины рассказал министр здравоохранения края. Фото: Минздрав Ставропольского края

Модернизация здравоохранения: строительство и новые площадки

— Мы часто публикуем репортажи об открытии новых объектов здравоохранения, ремонте старых. Какие объекты медицины были обновлены, построены или оснащены за последние годы? Как эти изменения сказались на уровне медицинской помощи жителям малых городов и сёл?

— Масштаб запросов внутри отрасли и наших медицинских учреждений очень большой, и это подтверждает продление программы модернизации здравоохранения региона до 2030 года. Изначально она должна была стартовать в 2020-м, но из‑за пандемии начала работать с 2021-го года. Уже сегодня мы видим положительные результаты для наших пациентов и сотрудников: ремонт и строительство новых объектов создаёт комфортные условия не только для лечения, но и для работы врачей и медицинских работников, что напрямую влияет на кадровую ситуацию. Ведь специалисты гораздо охотнее приходят работать в светлые, просторные, современные кабинеты и отделения.

За это время мы построили 61 объект и отремонтировали свыше 340 — это внушительный объём. При этом приоритет отдан первичному звену: это фельдшерские пункты, врачебные амбулатории, районные больницы, подразделения поликлиник. Программа повышает качество и доступность медицинской помощи, что является главной целью отрасли.

Работа по модернизации будет продолжена. Сейчас мы на стадии согласования бюджета на новую пятилетку, и, хотя точное количество объектов пока не называется, мы понимаем: строек и ремонтов будет много.

В этом году завершается строительство поликлиники в Михайловске — очень долгожданный объект. Когда формировали программу в 2019 году, анализировали обращения жителей и понимали, что сразу сделать всю модернизацию невозможно, нужно корректно расставлять приоритеты. Например, замена старых ФАПов, которые напоминали соломенные постройки, на современные модульные здания, а также возведение амбулаторий — таких в прошлом году мы построили уже шесть.

Особо хочу выделить Михайловскую поликлинику, современное учреждение на 754 посещения в смену, из которых почти 200 — детские. Это современная поликлиника с новейшим оснащением, которая поможет уменьшить нагрузку на другие лечебные учреждения региона. Аналогично в Арзгире скоро завершится строительство новой трёхэтажной поликлиники на смену старой. Это позволит жителям отдалённых округов получать качественную помощь без поездок в краевой центр.

При этом мы активно реализуем и проекты экстренной медицинской помощи: близится к завершению строительство детской краевой больницы с новым корпусом в Кисловодске. Параллельно создаётся современное модульное приёмное отделение на базе больницы скорой помощи в Ставрополе, которое позволит повысить качество экстренной помощи за счёт эффективной координации и концентрирования экстренных пациентов в одном учреждении. Там будут и современные операционные, и стационар одного дня, где пациенты смогут проходить диагностику без длительной госпитализации. Такой проект можно сравнить с нынешними лучшими мировыми практиками.

Мы также видим необходимость модернизации самой службы скорой медицинской помощи. По поручению руководства края запускаем проект неотложной медицинской помощи, который уже находится на этапе реализации. Его цель — разграничить вызовы: скорая помощь остаётся для спасения жизни и экстренных ситуаций, а на долю неотложной переходит работа с пациентами с хроническими заболеваниями и неострыми состояниями. Это позволит оптимизировать нагрузку на экстренную службу.

Мы планируем начать пилотные проекты по неотложной помощи уже с октября этого года в нескольких территориях региона, а в полноценном формате всё должно заработать к 2026 году. Часто в сознании населения машина с красным крестом — это исключительно скорая помощь, и важно правильно объяснять разграничение функций с самого момента вызова.

Таким образом, модернизация здравоохранения в Ставропольском крае — это комплексная, долгосрочная программа обновления инфраструктуры, оптимизации служб и повышения качества медпомощи, отвечающая современным требованиям и запросам населения.

Минздрав Ставропольского края

О развитии региональной медицины рассказал министр здравоохранения края. Фото: Минздрав Ставропольского края

Служба скорой и неотложной помощи

— Юрий Витальевич, не могу не спросить, как со стороны пациента в конечном итоге будет выглядеть разграничение скорой и неотложной помощи? Что принципиально изменится для больного?

— Все обращения поступают по номеру 103, дальше диспетчер по чек‑листу определяет возможный маршрут. При экстренном вызове скорая приезжает в течение 20 минут, при неотложной помощи — время шире. Так скорая сможет оперативно фокусироваться на действительно экстренных случаях, а неотложка — брать на себя хронических пациентов. Это повысит эффективность всей системы.

Жалобы, обратная связь, благодарности

— Как строится работа с жалобами и благодарностями пациентов? Через какие каналы граждане чаще всего обращаются?

— Механизмов много: портал обратной связи, круглосуточно работает горячая линия. Только по порталу и телефону в 2024 году поступило более 88 тысяч обращений, остальное — дополнительные каналы. Жалобы тщательно анализируются, приоритизируются, всё фиксируется и отрабатывается. Особое внимание уделяется вопросам кадрового обеспечения и доступности узких специалистов (часто перекрещиваются с вопросами записи на приём).

Растёт количество благодарностей. Мы публично отмечаем и награждаем лучших врачей, ведь большинство наших медиков — люди идейные, которые пришли в профессию, чтобы помогать людям и реализоваться.

Кадровая мотивация и удержание специалистов

— Как показывает ваш опыт, какие люди выбирают профессию врача, а самое главное — остаются в ней? Можно ли сказать, что для профессии медика главный двигатель — идея?

— Деньги мотивируют единицы. Системные вопросы — это способность и желание работать с людьми. Иногда хорошие специалисты уходят не из-за финансов, а потому что не смогли реализовать себя в коллективе или не нашли свою сферу. Новые инструменты кадровой работы помогут поддержать молодых врачей, дать им шанс реализоваться в других местах, если не сложилось сразу. Работа с молодыми и опытными специалистами, борьба со страхом старшего поколения потерять место — тоже часть этой работы.

Приоритеты развития 

—  В каких направлениях министерство видит основные точки роста здравоохранения региона, какие задачи поставлены на ближайший год?

— В первую очередь — работа с человеческим капиталом, чтобы каждый мог реализоваться в профессии, а не просто "дозакрыть" отрасль. Второе — реализация национального проекта, это исторический шанс осовременить технологии, провести тотальную модернизацию. Только по онкологическому проекту за четыре года закупили оборудования почти на 3 млрд рублей, обновили всю лучевую терапию, оснастили современным эндоскопическим и роботизированным оборудованием.

Третий приоритет — эффективное использование средств, строгий финансовый менеджмент. Бережливые технологии, опора на стандарты качества и безопасности, сотрудничество с Российским институтом качества. Для пациента — это уверенность, что процессы в учреждении идут по чек‑листу, сводится к минимуму возможность ошибки. Для учреждения и региона — это возможность максимально использовать все ресурсы во благо пациентов.

Наконец, главная цель — работать для людей, получать от них обратную связь, вовлекать в развитие системы.

16795
67
150