Памятник из гильз с полей СВО передали в музей Пускепалиса в Железноводске
15:23
За разгром 61 памятника 7-летнего малыша с братом отправили в спецучреждение
15:11
На Ставрополье попросили не мешать учениям по антитеррору
14:51
Мыши-полёвки оккупировали сквер Героев России в Ставрополе
14:33
Начался ремонт подземного перехода у завода "Нептун" в Ставрополе
14:07
Маршрутка №29 подорожает до 35 рублей в Ставрополе
13:07
Губернатор Ставрополья взял на контроль отключение воды на 72 часа
12:34
Курник вместо бургера: какая локальная кухня есть на Ставрополье
12:03
Незаконную добычу полезных ископаемых пресекла прокуратура Ставрополья
11:53
По указу Путина бойцу СВО со Ставрополья посмертно присвоили медаль Суворова
11:39
Землетрясение магнитудой 3,4 произошло вблизи городов КМВ на Ставрополье
11:14
Класс имени Героя России Максима Шоломова откроют в Невинномысске
11:02
Экс-главу фонда поддержки бизнеса Ставрополья приговорили 3,5 годам условно
10:53
За нелегальную миграцию двое мужчин получили реальное наказание
10:33
Центр для общения старшего поколения открыли в Пятигорске
10:06

Расчет "Севера" бьет точно в цель

Свое орудие воин изучил до последнего винтика
9 сентября, 11:40 Общество ZA СВОих
Военнослужащий с позывным "Север" Виктор Воронов
Военнослужащий с позывным "Север"
Фото: Виктор Воронов
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Позиция у зарытого в землю орудия Д-30 встречает ранним утренним светом, сквозь который тянутся тени маскировочных сетей, а на стволе еще видны следы недавней работы. Тишину прерывают отделенные взрывы, чувствуется запах металла, масла и едва уловимый — сгоревшего пороха. Материал подготовлен корр. газеты "Флаг Родины" (12+).

В полутьме капонира командир орудия с позывным "Север" проверяет записи в блокноте, отмечая новые координаты пункта временного размещения неонацистов по другую сторону Днепра. Когда появилась возможность, прошу его рассказать о себе.

С артиллерией "Север" познакомился на службе по призыву, в то время он служил в составе расчета реактивной системы залпового огня "Смерч". Годы прошли, но привычка к звуку выстрела, запаху пороха и особой дисциплине артиллерийской службы осталась. Опыт "срочки" пригодился герою уже непосредственно в зоне проведения спецоперации, куда он попал при проведении частичной мобилизации и прибыл в одно из подразделений отдельной гвардейской мотострелковой казачьей бригады группировки войск "Днепр".

— Я давал священную клятву при призыве на службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, она для меня многое значит, — рассказывает "Север". — Когда началась частичная мобилизация, я понял, что мое место здесь — на передовой, и вот уже третий год выполняю боевые задачи на херсонском направлении. Менялись должности, позиции, орудия, но подразделение осталось прежним.

Его первым артиллерийским орудием в зоне СВО стала буксируемая гаубица Д-20, на которой он работал в должности наводчика. Тогда, в первые дни на передовой, артрасчет только успел обжиться на позиции, привыкал к обстановке, как получил цель — грузовой автомобиль с живой силой противника. "Север" точно навел орудие, снаряд достиг цели — машина загорелась. Для неопытного, на тот момент, наводчика это было не просто попадание, а первый успешный результат боевой работы, который он запомнил надолго.

Потом перешел на Д-30, где тоже начинал с должности наводчика, — продолжает "Север". — Постепенно набирался опыта. Работали много. Когда командование убедилось в уровне подготовленности, умении работать с людьми, получил назначение командиром орудия. Теперь я отвечаю вот за это орудие и его расчет, за выполнение боевых задач нашим маленьким коллективом.

Прошу рассказать об одном из запомнившихся боевых эпизодов. "Север" чуть задумывается, таких много. На счету артрасчета "Севера", уничтоженные вражеские опорные пункты, блиндажи, техника и лодки, а также пункты управления БПЛА, которые сейчас считаются самой приоритетной целью.

Наша работа требует постоянного взаимодействия с разведкой. Обычно координаты получаем от расчета беспилотника, который барражирует в воздухе и передает "картинку". В этом случае нет риска для своих, на земле в районе цели только противник. Но был случай, когда корректировщик находился в составе штурмового отряда, который подошел близко цели, — рассказывает "Север". — Противник закрепился в лесополосе, из которой его предстояло выдавить, а лучше — там же и уничтожить. Ответственность была высочайшая: ближе-дальше метров 200, и в опасной зоне окажутся свои. Данные для стрельбы готовил особо тщательно, и расчет, понимая важность огневой поддержки в такой ситуации, работал как единое целое, перекрывая любые нормативы. И мы сработали точно. С передовой подтвердили накрытие цели. Благодаря этому штурмовикам удалось зайти и зачистить лесополосу.

Был и другой эпизод, — продолжает мой собеседник. — Вражеская пехота пыталась наступать и двинулась вперед. Наши присылают данные и говорят: работать надо быстро и точно. Мы так отработали по этим координатам, что накрыли и вышедших военнослужащих ВСУ, и их укрытия. Уничтожили все. К нашим позициям никто из украинских националистов даже приблизиться не смог. Потом, нам прислали радиоперехват — слышно, как неонацисты между собой ругаются: "По пехоте прилетело…" Для нас это было подтверждение, что мы все сделали как надо. Когда знаешь, что твоя работа помогла боевым товарищам, это дорогого стоит.

"Север" отмечает, что значительную часть времени даже на боевых позициях занимает совершенствование навыков. В случае необходимости он может встать на место любого военнослужащего своего расчета: и зарядить орудие, и навести его на цель, и произвести необходимые расчеты для стрельбы.

— Командир на то и есть командир, — объясняет опытный артиллерист. — Он обязан знать и уметь все, чтобы обучать свой расчет, быть универсальным специалистом. Каждый из нас должен уметь все, чтобы боевую задачу выполнить до конца, даже если кто-то из артрасчета выбыл. Все мы братья по оружию. У нас общее дело — работать по противнику так, чтобы он даже не успел поднять голову. Занимаемся, так сказать, "ландшафтным дизайном" — переделываем местность под наши задачи. А главное — именно артиллерия сейчас является главным средством на снижения боевого потенциала ВСУ и выполнения огневых задач в зоне ответственности нашего подразделения.

За образцовое выполнение боевых задач в зоне проведения специальной военной операции "Север" награжден медалью Жукова.

Когда разговор зашел о различиях между орудиями, на которых ему довелось работать, "Север" отметил надежность всех отечественных артиллерийских систем.

— Разница между Д-20 и Д-30? Да, в принципе, никакой, — считает он. — Главное, что точно бьют по противнику и там, и там. Разве что на Д-30 снаряд полегче, калибр меньше, парням проще подтаскивать снаряды к орудию. Это в работе ощущается, особенно когда огневые задачи идут одна за другой и времени на отдых нет.

Мы оставались на позиции, когда расчет получил от воздушной разведки новые координаты — пункт временного размещения личного состава ВСУ. Несколько секунд — и у орудия работает расчет в полном составе. Наводчик — с прицелом и механизмами наведения, заряжающий подносил боеприпасы, проверяя каждый перед подачей. Орудие заряжено и наведено. По команде "Севера" прозвучали первый и второй выстрелы — пристрелочные, чтобы "схватить" цель. Когда рация прохрипела срочную информацию, наводчик вносит минимальные поправки. И еще два снаряда идут на поражение цели. Артиллерийское орудие Д-30, словно ценя профессионализм этого расчета и заботу о себе, безотказно отправило по врагу десятки килограммов металла и временно затихло, сохраняя готовность моментально открыть огонь вновь.

— Точно в цель! — с гордостью подытожил командир артиллерийского орудия "Север", выслушав информацию с командного пункта. — Таких точных попаданий на нашем счету — много. Свою работу выполняет на пять с плюсом. Неонацистам не позавидуешь, мы бьем точно, от нас не спрячешься!

Лейтенант Виктор ВОРОНОВ

229333
67
150