На принуждение к общению в мессенджере МАХ жалуются родители школьников Ставрополья
17:21
Несколько детей получили травмы на горке в Ессентуках
16:55
Мужчина погиб, врезавшись в опору ЛЭП в Предгорном округе Ставрополья
16:38
Инна Горбарь стала новым директором "Гренады" в Невинномысске
16:25
Военнослужащий со Ставрополья погиб при выполнении боевой задачи на СВО
15:44
Резервуары на 5 тысяч литров воды установят в Железноводске до 2027 года
15:37
СФР Ставрополья ответил на вопросы жителей края во время онлайн-консультации
15:30
Что будет с экономикой Ставрополья при повышении НДС – мнения экспертов
15:12
Большой трагедии в ДТП с лошадью не увидели власти Ипатовского округа
14:53
Следком раскрыл подробности дела главврача больницы Невинномысска
14:47
Достаём пледы: погода на выходных будет по-настоящему осенней на Ставрополье
14:39
Больше 140 нарушений нашли в автобусах Ставрополя во время рейда
14:00
Две АЗС без лицензии закрыли в Георгиевском округе
13:49
Отопительный сезон уже стартует в одном из округов Ставрополья
13:21
Когда повысят зарплаты работникам в соцсфере на Ставрополье, рассказали в минтруда
13:21

На ощупь и на звук: как жить в Ставрополе, если ты его не видишь

Корр. ИА Stavropol.Media зажмурился и увидел мир глазами слепых
Анастасия Федорюк ИА Stavropol.Media
Анастасия Федорюк
Фото: ИА Stavropol.Media
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Закройте глаза и попробуйте исследовать окружающий мир вокруг себя. Такой тест обычно проводит Анастасия Федорюк, когда ей задают вопрос о том, каково быть незрячим. Время на все процессы увеличивается в разы, в быту никуда без приложений-"говорилок", а прийти на работу в одежде наизнанку — обычное дело. Заглянула в мир слепых в Ставрополе и корр. ИА Stavropol.Media. Она провела день с героями и узнала, что сложнее для слепых — играть в настольный теннис или гулять по краевой столице.

Выйти из тени

"Берешь кисточку. Вот здесь перед тобой клей. Чувствуешь, какие материалы наощупь?", — так помогает украсить бумажный стаканчик в технике декупаж своей незрячей подопечной реабилитолог Анастасия Федорюк. Правда, женщина сама почти не видит: из-за болезни её зрение ухудшается с каждым годом. Сейчас люди для неё предстают в виде очертаний, теней и цветных пятен. Корреспондент ИА Stavropol.Media, например, для нее — зеленое пятно.

Когда-то Анастасия работала на почте. Но с ухудшением зрения не растерялась: получила специальное образование и теперь помогает незрячим в местном отделении общества слепых.

Здесь она проводит мастер-классы по рисунку в технике Эбру, знакомит детей с разными материалами — например, фетром или бисером. В планах — даже научить их создавать витраж. Поскольку дети практически или полностью не видят, работают с заготовками. Их Анастасия делает дома.

"Основная моя работа — реабилитационные занятия. Чаще всего ко мне приходят дети 5−6 лет, перед школой. И у них зачастую нет восприятия форм, осязания моторики, сенсорики. А ведь это очень важно. И пока ты его не научишь восприятию пальцами, ничего дальше не можешь делать. Ну и также зачастую сейчас у детей с нарушениями зрения есть и задержка психического развития или логопедические проблемы. К тому же, такие ребята очень зажаты и часто попросту не умеют общаться. Их надо научить не стесняться и замотивировать", — рассказывает героиня.

ИА Stavropol.Media

В ставропольском обществе слепых постоянно проводятся мастер-классы для детей. Фото: ИА Stavropol.Media

Сейчас в обществе слепых пробуют новый для них метод реабилитации детей — их знакомят с театральным искусством. Пока ребята показали одну сценку на День России. У юных актёров было по несколько фраз, но они уже начинают верить в себя и по-другому вести, замечает реабилитолог. Она считает, это потому что для них это важнее, чем даже для ребенка с другой инвалидностью. Ведь зрение — это главный осязательный орган.

Анастасия даже написала методические рекомендации для курса. Хочет участвовать в конкурсе для педагогов дополнительного образования. Признается: многие дети не доходят до таких учреждений и зачастую сидят по домам. Поэтому вовлечь их в творчество, помочь им преодолеть стеснение и выйти из тени — ее главная миссия. Когда воспитанники начинают играть в шарады на мастер-классе и даже сами загадывают загадки, она не может сдержать улыбки.

Интернат и любопытные таксисты

Гости сюда приходят самые разные. Есть постоянные посетители и те, кто лишь изредка выбирается из дома и зоны комфорта.

"Если честно, страшновато было сюда ехать. Мне ещё сегодня таксист жутковатый попался. Спрашивает, сколько лет? Я думаю: всё, тебе "хана" сейчас будет. У меня прям сердце в пятки ушло. Говорю, 17. А он начал делиться своей историей: у него ребенок тоже видит на один глаз, и ему не дали инвалидность. Удивлялся, что я еду одна. А с кем я должна ездить", — делится одна из участниц мастер-класса Таня.

ИА Stavropol.Media

В ставропольском обществе слепых постоянно проводятся мастер-классы для детей. Фото: ИА Stavropol.Media

Она родилась в Ставрополе, ее родители живут здесь. Но сама Таня в городе бывает только на каникулах. Девочка учится в школе-интернате в Кисловодске. Поэтому в обществе слепых появляется нечасто — да и то, если честно, до этого лета была здесь только в детстве.

"В школе нас учат, как правильно ходить с тростью, потом потихоньку изучаем маршруты. Я уже могу сама по территории школы передвигаться. Правда, в интернате говорят не считать шаги ни в коем случае, что это старая методика. Предлагают ориентироваться: идешь, потом направляющая сначала слева, потом направляющая справа", — делится Таня.

Когда она была в начальной школе, мечтала учиться в Ставрополе. Ее родители даже шутили: попроси об этом президента. Пока же детям с нарушениями зрения со всего региона приходится весь учебный год жить без родителей в другом городе.

"В Москве, например, таких школ три, в Подмосковье — две. У меня подружка из Санкт-Петербурга приехала — говорит, там школа лучше, больше дают информации. Я же ориентироваться особо не умею, поэтому мы редко куда ходим. К врачам если только. В библиотеку для слепых в Ставрополе я сама на такси езжу. На маршрутке один раз пыталась доехать. Это нужно дойти с тростью до остановки, очень сложно", — делится девочка.

На картофелину — 10 минут

Анастасия Федорюк, как и её воспитанники сталкивается со сложностями. Когда появились проблемы со зрением, говорит, всё будто бы замедлилось в несколько раз.

"К примеру, раньше на то, чтобы банально почистить картошку на блюдо, я тратила минут 10−15. А сейчас у меня на каждую картофелину уходит столько. Я перестала пользоваться овощечисткой, потому что ей часто пальцы режу. Беру теперь маленький нож и закручиваю кожуру, так обычно чистят яблоки. Нарезка тоже занимает значительно большее время. Да и уже не такими мелкими кубиками, как раньше", — делится кулинарными вызовами девушка.

Сборы на работу тоже занимают много времени — нужно сначала подобрать, что надеть. Ей в этом помогает муж, но, когда его нет рядом, может запросто надеть футболку наизнанку. Бывает даже с вечера специально готовит вещи на стуле и показывает для проверки.

ИА Stavropol.Media

Переходы, светофоры и транспорт - главные трудности для незрячего горожанина. Фото: ИА Stavropol.Media



Увеличилось время и на дорогу. Даже путь до остановки возле дома стал казаться длиннее вдвое: свою дорожку Анастасия пройдет с закрытыми глазами, а дальше начинаются сложности. Например, только недавно "выбила" для своего района светофор со звуковым сигналом. Еще одна опасность — машины между домами.

"Я всегда выезжаю намного раньше — часа за полтора-два. Мне в районе дома и здесь нужно четыре светофора пройти. Некоторые из них отказываются пищать, даже если должны. Утром, например, здесь не работал. Я остановлюсь, прислушиваюсь, чтобы различить его звук среди шума машин. Иногда могут люди подсказать, что можно идти. Если вообще замечают трость", — рассказывает Анастасия.

Трость, колонки, "говорилка"

"Сейчас для таких, как мы, очень много технологий. Но, сразу скажу, не у всех есть возможность купить современный телефон или компьютер. Вот мне повезло. Одно из специальных приложений мы называем "говорилкой". Активируешь — и внизу экрана появляется человечек-помощник. Он озвучивает всё, что на экране происходит", — рассказывает реабилитолог.

ИА Stavropol.Media

"Видеть" объекты слепые могут с помощью приложений. Фото: ИА Stavropol.Media

Есть приложение, которое помогает читать вслух документы. Оно очень выручает в поликлинике или когда где-то нужно расписаться. Ещё одно может озвучивать изображения: наводишь телефон на то, что нужно "рассмотреть", и слушаешь.

Выход в город

Как рассказывают в обществе слепых, с адаптированностью мест отдыха для незрячих в Ставрополе ситуация не радужная. Проблемы возникают и в парках, и даже в новых районах.

"Почему бы в сквере на Щипакина не поставить тактильные стенды, чтобы незрячие могли узнать, какие зоны там находятся? Я видела в Москве очертания храма Василия Блаженного перед ним, а еще "прощупала" мост в Зарядье. Представьте, есть же много путешественников сейчас полностью слепых. И вот один из них приедет к нам, и что он увидит?", — делится героиня.

На тротуарах нередко сбивают с толку, да и с ног самокаты. Впрочем, когда этим средством индивидуальной мобильности никто не управляет, оно тоже может доставить немало хлопот для незрячего. Самокаты для проката зачастую стоят или лежат посреди дороги. Тростью можно нащупать основание и попытаться обойти препятствие, но наткнуться на торчащий руль. Таким образом Анастасия набила не один синяк.

ИА Stavropol.Media

Переходы, светофоры и транспорт - главные трудности для незрячего горожанина. Фото: ИА Stavropol.Media



В Ставрополе мало доступных для незрячих магазинов. По словам героини, в городе нет ни одного района, который можно назвать адаптированным для слабовидящих. Впрочем, в регионе есть другие примеры: в Кисловодске приспособлена для незрячих парковая территория, зона рядом со школой-интернатом и медколледжем. Возле автовокзала можно достаточно комфортно дойти до остановки.

"А вот в Ставрополе все автовокзалы и станции крайне неудобные. На центральном, конечно, говорят, что есть оборудование для людей с особенностями здоровья, проводник. Но никто их не видел. На ж/д вокзале оказывается помощь для маломобильных, в аэропорту тоже, а здесь не продумали. Есть же одинокие люди. А водители вообще не хотят помогать таким, как мы. И я понимаю, что это зависит не только от человека, а еще и от руководства вокзала", — рассказывает Анастасия.

О проблемах с общественным транспортом незрячие говорят наперебой. Рассказывают: нередки ситуации, когда автобусы останавливаются посреди полосы. Слепому приходится спуститься к бордюру, добраться до водителя по проезжей части, спросить, какой это маршрут. И, если он не подходит, возвращаться обратно. Оповещение работает только в троллейбусах и новых автобусах, но в основном его слышно внутри.

"Бывает, что водитель выключает оповещение специально. Я один раз возмутилась, спросила, почему он это сделал. Говорит, мне надоело эту шарманку слушать. А у меня выхода нет. Для кого делают желтые подписи на автобусах, не очень понятно. Во-первых, как понять, где щупать, если ты не видишь? Во-вторых: вы представляете, какая там грязь? И в-третьих — однажды я проверила одну такую надпись, написанную шрифтом Брайля. Если честно, там была белиберда какая-то", — делится Анастасия.

ИА Stavropol.Media

Пользоваться общественным транспортом в Ставрополе - задача не из легких, если ты не видишь. Фото: ИА Stavropol.Media

Члены общества слепых мечтают, чтобы их позвали в проекты вроде "Карты недоступности". Такие проводит администрация Ставрополя пару раз в год, чтобы оценить комфортность городской среды. Впрочем, чаще в них принимают участие представители сообщества с нарушением опорно-двигательного аппарата. Анастасия вздыхает: ведь есть еще инвалиды по слуху, зрению, люди с так называемой невидимой инвалидностью — и все они имеют право внести свои предложения.

Считая шаги и уворачиваясь от самокатов

При ходьбе главный помощник Анастасии — трость. На конце у неё специальный шарик. За счёт него она понимает, где находится препятствие. Руку нужно держать вдоль трости: если на что-то наткнётся, так рукоятка не упрётся в живот. Когда Анастасия спускается по ступенькам, трость помогает оценить, насколько каждая из них ровная или высокая. Дальше — путь по тротуару. Здесь незрячие обычно идут вдоль бордюра или стены, чтобы нащупывать контуры дороги и понимать, когда нужно повернуть или быть внимательным.

В знакомых местах Анастасия считает шаги про себя. Со стороны кажется, что она движется по воображаемому квадрату. Впрочем, в некоторых частях города иначе сложно понять, где остановка. Сложность максимального уровня — если нужно пересечь велодорожку. Её, к слову, тростью не нащупаешь — бордюр идет вровень с асфальтом, хотя раньше их разделял. Вероятно, чтобы его могли безбарьерно преодолевать люди с колясками и инвалиды. Чтобы не попасть под колёса, незрячему об опасности нужно просто знать.

ИА Stavropol.Media

Передвигаться по Ставрополю, если ты незрячий, - задача не из простых. Фото: ИА Stavropol.Media

Перед переходом должны быть специальные квадратные плитки. Если узор у них прямой — это знак, что впереди продолжение пути. Если нанесены квадраты или точки, это остановка. Когда незрячий подходит к светофору, нащупывает узор — нужно подождать. Но таких конструкций мало по городу, даже в новых районах и скверах, жалуется Анастасия.

"Очень печально, что у нас практически нет звуковых пешеходных переходов. Некоторые работают через день, даже в "квартале слепых". Хотя в конце-концов, мы же не в резервации находимся. Мы живем везде, социальные организации работают тоже в разных частях города. А мы ведь порой даже понять не можем, что это пешеходный переход", — вздыхает героиня.

В районе библиотеки для слепых и слабовидящих на Социалистической раньше светофор был оснащен голосовым сопровождением: оповещал, когда движение разрешается или прекращено. Сейчас звук убрали. Возможно, оно мешало местным жителям, но, как считает реабилитолог, такие ограничения — лишний повод для незрячих, не умеющих свободно передвигаться по городу, никуда не выходить.

ИА Stavropol.Media

Слепые передвигаются с помощью специальной трости - на конце у неё шарик. Фото: ИА Stavropol.Media

Навыкам ориентирования Анастасия училась сама. В обществе слепых имеется вводный инструктаж для новичков. Для инвалидов первой группы есть в России в двух местах реабилитационные центры — в Волоколамске и в Сибири.

"Люди там живут от трёх до пяти месяцев. Их учат обращению с белой тростью, шрифту Брайля. Но, например, я бы под критерий не подошла — у меня пока вторая группа. Все знакомые, которые туда ездили, начали ориентироваться по городу, работать. Один знакомый даже теперь устроился программистом на КМВ. Работа ведется, но не хватает площадей и людей, а также финансирования. И вот всё-таки самое главное, я считаю, нельзя разделять инвалидов. Да, на колясках тоже, я не спорю, нелегко передвигаться. Но про зрение почему-то вечно забывают", — рассказывает Анастасия.

Она мечтает закончить курсы, чтобы учить детей мобильности по городу. Пройти их можно только в Москве. 

С тростью до Софийских водопадов

В обществе слепых суета: они собираются ехать на Татарское городище. Маршрут там непростой, но будут поддерживать друг друга. Впрочем, Анастасия не боится: даже со слабым зрением она не раз была в горах Кавказа.

"Я даже на Софийский водопад поднималась. Вы бы видели потрясение людей, которые передвигались там с такими палками для альпинистов, со штырями на концах. И я иду просто в горных ботинках и с тростью. Они вообще сначала думали, что это одна скандинавская палка. А когда видели шарик, не понимали, как я это делала. Местами мне помогал муж. Главная проблема в том, что я не могу оценить рельеф. Я начинаю идти, но скольжу назад", — делится ставропольчанка.

Впрочем, Анастасия признается: помогают воспоминания. До того, как ее зрение упало, она часто путешествовала. И зрительная память сохранилась. Поэтому сейчас ей проще дорисовывать остатки очертаний фантазией.

Настольный теннис и музей ИЗО

Как рассказывает и.о. председателя ставропольского отделения "Всероссийское общество слепых" Ирина Троицкая, сейчас в организации состоит примерно 450 человек. Здесь стараются охватить все возрастные категории. Но, в основном, не стесняются приходить люди 65+. Дети и молодёжь, даже если имеют нарушения, нечастые гости в таких коллективах.

"Основная деятельность — реабилитация через организацию досуга. Например, у нас проходят шахматные турниры, соревнования по дартсу для незрячих. Члены общества любят театр. На премьерные спектакли приходят по 20-30 человек", — рассказывает Ирина.

Ставропольцы ездят по краю, могут посетить теплицу, музей ИЗО, любят и спортивные мероприятия. Везде группа передвигается с сопровождающими. Если в обществе собираются отправиться на экскурсию, обзванивают всех: приходят желающие. 

ИА Stavropol.Media

Изделие создано членом общества слепых в Ставрополе. Фото: ИА Stavropol.Media

"Можем помочь и консультацией или в правовом плане. Например, если есть проблемы с посещением социальных организаций, мы помогаем с волонтёрами. В экстренных случаях приходим сами. К сожалению, так как у нас абсолютно нет финансирования, мы общественная организация, живем за счет пожертвований", — делится и.о. председателя.

В этом году общество выиграло грант и получило оборудование для игры в настольный теннис для незрячих — хотя скорее он называется шаффлборд, мяч здесь больше выполняет роль шайбы. Во время игры соперники надевают специальные повязки: чтобы уравнять шансы у тех, кто сохранил остатки зрения, и у кого его не осталось совсем. Шарик должен закатиться по диагонали. Определять, где он находится, нужно на звук. Еще сложнее с шахматами: вместо цветов здесь засечки на фигурах одного из игроков. Чтобы не потеряться в их расположении, нужно иметь внушительную память.

А еще в этом году в обществе впервые будут играть в волейбол для слепых: участники уже начинают готовиться к соревнованиям. Попытать удачу и принять участие в турнире могут и зрячие. Правда, сначала им придется закрыть глаза.

234674
67
150