О России написано и сказано много слов. Какие-то стали буквально пророческими, другие отражают ее суть, культуру и менталитет. В детстве мы учили наизусть строки великих поэтов и писателей о Родине. Большинство из них мы с теплом несем в сердце всю жизнь. Но есть такие фразы, о которых не рассказывают в школе, так как они не входят в произведения из обязательного списка литературы. Их можно найти, более плотно изучая жизнь и творчество автора, просматривая частные архивы и хроники.
Так, мы знаем множество стихотворений и прозаических строк Александра Сергеевича Пушкина о России. Им всегда уделялось особое внимание на школьных уроках. Но есть и не столь широко известные строки, но которые проникают в самую душу. Они могут быть понятны только соотечественникам великого гения.
Например, вот эти слова из переписки с П. Я. Чаадаевым в 1836 году:
"Я далёк от того, чтобы восхищаться всем, что вижу вокруг себя; как писатель я огорчён…, многое мне претит, но клянусь вам моей честью — ни за что в мире я не хотел бы переменить Родину, или иметь иную историю, чем история наших предков, как её нам дал Бог".
Это не показной патриотический лозунг. Это скорее взрослый, трезвый и ответственный выбор. Пушкин не кричит о слепой любви. Он видит всё — недостатки, несовершенства, возможно, несправедливость. Он даже пишет, что огорчён. Но тем не менее, несмотря ни на что — он не променяет Родину ни на что другое.
Ведь она — не идеал, а данность, и тем она и прекрасна. Любовь к Отчизне может проявляться только в безусловности — принимать ее можно только так, "как её нам дал Бог".
Сегодня это звучит особенно актуально. Пушкин нам словно напоминает: настоящая связь с Родиной — не в постоянном восхищении, а в верности. Не в идеализации, а в готовности быть рядом и поддерживать в любые времена.
В этой фразе заключено исчерпывающее объяснение того, почему Россия — не просто страна, а судьба, которой одарил сам Господь Бог.