Stavropol.Media, 23 октября. В течение пяти лет Минпросвещения РФ планирует внедрить в школах национальную ИИ-систему в помощь ученикам и преподавателям, пишут "Ведомости" со ссылкой на заявление министра Сергея Кравцова. Ставропольские педагоги уже начинают жить в этой новой реальности. В беседе с корр. ИА Stavropol.Media они рассказали, как нейросети меняют учёбу и можно ли списать у искусственного интеллекта.
ИИ стимулирует
Светлана Викторова, учитель математики и физики в Шпаковском округе
— Чаще всего я сталкиваюсь с тем, что ученики пытаются решить задачу с помощью искусственного интеллекта. И у них это, кстати, очень даже успешно получается.
Нейросеть может помочь ребёнку лучше разобраться в теме урока. Проблемы могут возникнуть, если ученик решит полностью заменить утверждённую литературу.
В целом, считаю, если уж искусственный интеллект приходит к нам в жизнь, изменить что-либо мы не можем. Так думают и многие мои коллеги, когда мы обсуждаем вопрос в школе или на районных семинарах, — правда, чаще это молодые педагоги. Как зло я ИИ не воспринимаю. Но считаю, что нам всем нужно научиться с ним совладать.
Сама я использовала нейросети не раз. Например, когда при подготовке нестандартной темы для выступления на семинаре не понимала, с чего начать, ввела тему в ИИ. После его ответа стало ясно, что именно мне нужно искать.

Чаще школьники пытаются решать задачи с помощью искусственного интеллекта. Фото: Сгенерировано GigaChat (18+)
Мы постоянно трансформируем задачи для учеников. Если задание типичное, ответ для него можно моментально найти в интернете или сгенерировать. Поэтому приходится всё время выдумывать что-то новое. Это стимулирует.
Вычислить задания, выполненные с помощью искусственного интеллекта, можно. Особенно это видно в докладах: много общей информации, нет конкретизации. Всё слишком складно, без резких переходов и эмоций. Выглядит правдоподобно, но источники могут не вызывать доверия. Вычислить нейроработы можно — особенно если это область, в которой ты разбираешься.
Нет человеческой мысли и ошибок
Елена Некоз, учитель английского языка в частной школе Ставрополя
— Не могу сказать точно, встречала ли сгенерированные работы от учеников. Вычислить, как часто школьник использует ИИ, практически невозможно. Хотя в письменных материалах как преподаватель, знающий ученика и его способности, я могу определить, привлекались ли какие-то сторонние методы. В эссе, например, легче всего опознать ИИ: когда в работе все четко, по факту, лексика повышенного уровня, нет человеческой мысли и свойственных для уровня ошибок.
Я не против использования ИИ только в случае, если ученик применяет его для благотворного изучения языка, а не действует по принципу "сгенерировал за пять минут и пошел". Поиск слов, выражений, фразеологизмов — пожалуйста.
В качестве помощника в работе ИИ — бесценный дар. Но именно в случае ученика — чаще помеха. Сама я использую ИИ только для генерации картинок и заданий. Планы уроков чаще всего я составляю сама, так как меня не удовлетворяет результат от нейросетей. А ещё ИИ помогает проверять домашние задания и тесты. Наконец-то половину рутинной работы можно снять с хрупких плеч преподавателя. Это сильно экономит время.
Думаю, что в школах стоит учить правильной фильтрации информации. Не секрет, что ИИ не всегда даёт верные ответы, часто делает ошибки. Кроме того, из-за массового внедрения нейросетей, по моим ощущениям, страдает креативность.

Использование ИИ видно в докладах учеников: много общей информации, нет конкретизации. Фото: Сгенерировано GigaChat (18+)
Клин клином
Анна Сопрун, учитель русского языка и литературы в Ставрополе
— Упростить себе жизнь и что-нибудь откуда-нибудь списать дети любили всегда. Раньше, например, это были ГДЗ — готовые домашние задания, а ещё сборники сочинений. Со временем их стало проще вычислять, учителя научились пользоваться поисковиками и антиплагиатом. Искусственный интеллект просто отвечает на такие изменения.
До этого года практически не сталкивалась со сгенерированными работами. С начала осени проверила уже несколько таких сочинений. По моим предметам ИИ также может встретиться в заданиях, в которых требуется что-то развернуто написать: например, конспекты биографии.
Работы от нейросетей достаточно распознаваемы. Каждый учитель примерно понимает уровень ученика и ожидает от него определённой лексики. Важные маркеры — орфография и пунктуация. Безошибочные работы сразу вызывают вопросы.
С одной стороны, нейросети стимулируют детскую лень. Любое творческое начало так и не начинается. С другой точки зрения, при грамотном подходе нейросети — это очень крутой инструмент. Дать идею, направление, структуру — всё это можно сделать с помощью ИИ. Учить пользоваться таким инструментом 100% надо, потому что ученики начинают ему слепо верить. А он ошибается, нужно уметь критически мыслить и проводить фактчекинг. Ещё один важный навык — правильно сформулировать запрос.

Учителя используют нейросети в работе, чтобы вышибать клин клином. Фото: Сгенерировано GigaChat (18+)
В учительской о нейросетях особо не разговаривают. Для старшего поколения это всё будто находится где-то далеко. Некоторые внедряют элементы ИИ в свою работу, но это скорее исключение. Сама я начинаю постигать эти миры. У меня есть две ИИшки, которые превращают текстовую информацию в инфографику. Также могу сгенерировать изображения героев книг для презентаций. Ещё пользуюсь созданием конспектов видео и "запоминалок" для детей. Недавно открыла для себя платформу, которая генерирует рабочие листы. Она создаёт задания, ответы на которые не найти в интернете. Получается, вышибаю клин клином.
Творческие работы вроде сочинений даю в классе, телефоны отбираю. Пока не совсем понятно, как убедить детей не слепо пользоваться ИИ. Если решать проблему ласково — стараюсь дать какую-то тему или формат работы, чтобы им самим было интересно что-то создать. Например, недавно изучали официально-деловой стиль и я дала задание написать заявление в полицию на кинозлодея. Если намекать авторитарно — напоминаю ученикам, что на экзаменах ИИ не будет, поэтому формируем навык, чтобы ОГЭ и ЕГЭ не вводили в состояние оленя при свете фар.