О чём могут рассказать шашка с арабской вязью, несколько фальшивых банкнот, пробитое пулями удостоверение и самодельная булава? В этих артефактах кроется история, полная трагических судеб и будничного мужества городовых и милиционеров, работавших в разные эпохи на Ставрополье. Корр. ИА Stavropol.Media побывал в музее истории органов внутренних дел края и узнал, как жила ставропольская полиция с момента её создания и до современности.
Как рассказала начальник эскпозиции КЦ ГУ МВД России по Ставропольскому краю Анжела Терпогосова, экспонаты впервые собрали в 80-х годах ХХ века. Долгое время музей перемещался по разным корпусам ведомства, пока не обрёл постоянное помещение в 2018 году. Находится он в историческом здании, так что внимание приковывает здесь даже лестница, ведущая к выставочному залу. Впрочем, и сама экспозиция не уступает пути к ней: артефакты искали в музеях и в семьях полицейских.

Лестница в историческом здании на улице Дзержинского в Ставрополе. Фото: ИА Stavropol.Media
Наполовину бритые преступники и цифра "12" на фуражке
История ставропольской полиции начинается в конце XVIII века. Один из ярких периодов проходил под руководством губернатора Николая Никифораки. Тогда в Ставропольской губернии на весь регион приходилось чуть больше 70 стражей правопорядка — причём в это число входили и пожарные. В одном населённом пункте мог работать только один полицейский.
На фуражке городового ХIХ века можно заметить цифру 12: она оповещала жителей из соседних регионов, что к ним приехал правоохранитель из Ставропольской губернии. В музее хранится изображение дома полицеймейстера на Крепостной горе в Ставрополе. Когда-то в нём останавливался Александр Пушкин. Сейчас здание находится под охраной государства.
Привлекают внимание и фотографии ссыльнокаторжных, сделанные в Ставропольском тюремном замке в начале ХХ века. Голова у заключённых побрита ровно наполовину с одного бока.
"Раньше побеги из тюрьмы были частыми. И чтобы узнать ссыльнокаторжного, отправить обратно в тюремный замок, его по особому брили. Если шёл подозрительный человек, который прятал свою макушку в головном уборе, к нему подходил полицейский и просил снять шапку. Задержанного преступника могли посадить на лавочку в открытый стационарный пост, где обычно полицейские могли укрыться от дождей или снега. Здесь ссыльный и ожидал, когда за ним придут", — рассказала Анжела Терпогосова.
Ещё одна фотокарточка в двух строчках рассказывает историю каторжницы, осуждённой за отравление своего мужа.

Ссыльнокаторжную преступницу, отравившую своего мужа, запечатлели в Ставропольском тюремном замке. Фото: ИА Stavropol.Media
Сотрудники без лаптей и мститель в юбке
После революции рабоче-крестьянская милиция создавалась в условиях значительной нужды. Особый интерес вызвали детали быта первых стражей порядка. В 20-е годы люди шли в милицию, практически не имея образования. Лапти использовались у сотрудников милиции в качестве повседневной обуви. Как гласит сохранившаяся телеграмма, начальник одного из отделов сообщал, что не может никого отправить на похороны коллег, так как у людей нечего обуть.
"В то время сотрудникам милиции на месяц давали три килограмма мяса, немного хлеба и сахара. Как хочешь, так и живи. И были случаи, когда коллеги, придя на службу, пухли от голода, умирали", — поделилась начальник экспозиции.
В экспозиции хранятся полицейские маузеры и винтовки со штыками — они весят несколько килограммов.
"Представьте: голодные милиционеры, в лаптях, целый день должны носить эту винтовку за плечами с шашкой на поясе наперевес, а при необходимости вскочить на лошадь надо, и, например, скакать в Светлоград, где белогвардейцы грабят бедняков", — поделилась экскурсовод.
Ещё пара интересных экспонатов за стеклом — шашки полицейских, которые передали в музей семьи сотрудников. Один из клинков украшен вензелем Николая II на рукоятке. Но главной загадкой экспоната стали арабские надписи и символы. Долгое время два клейма на ней — в виде хищного зверя и башенки — не могли расшифровать. Как выяснилось благодаря коллегам из ОАЭ, на оружии выгравирована молитва, призывающая победу для владельца, а клеймо указывает на город мастера.

На одной из шашек, принадлежавших сотруднику МВД, нашли арабскую вязь - её долго не могли расшифровать. Фото: ИА Stavropol.Media
С историей внутренних дел Ставрополья этого периода связана и судьба генерала Иосифа Апанасенко. Он руководил ведомством с 1921 по 1924 год. Как рассказала гид, почти всё жалованье он мог отдать в детский приют или накормить пухнущих от голода ребят с улиц.
"Если мне суждено будет погибнуть, хоть на куски меня порежьте, а пепел мой похороните в Ставрополье", — говорил генерал.
Так и произошло: его прах захоронили на Крепостной горе в краевой столице.
Рассказывают экспонаты музея и историю Марины Мануйловой, одной из первых женщин-милиционеров из Георгиевска. В 1922 году её мужа-оперуполномоченного у неё на глазах зверски убили белогвардейцы. Марина Никифоровна внедрилась в банду, причастную к преступлению.
"Она закалывает главаря и выходит из банды, и продолжает дальше службу в уголовном розыске", — пояснила начальник эскпозиции.
Позже женщину выследили и изрубили шашками, оставив умирать. Её почти бездыханное тело увидел извозчик и решил забрать, чтобы похоронить. Но, получив 18 ранений, она чудом выжила и вернулась к службе.
Подвиги и трагедии Великой Отечественной войны
Экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, рассказывает о жестоком противостоянии. Журналистам показали пробитый осколками котелок одного из милиционеров, пулемёт, а ещё аппараты полевой связи и фотокарточки.
Отдельный блок говорит о том, как ставропольские стражи правопорядка уходили в партизаны.
"Матвею Захарову фашисты отрубили пальцы на руках, с него сняли скальп. Он был еще живой, когда его закопали в землю, но он не предал клятву", — привела в пример Анжела Терпогосова одну из сотен историй.
В селе Летняя Ставка есть улица Жижина и Сафиуллаева, в честь сотрудников органов внутренних дел, которые пошли на задание партизанского отряда и попали в плен к немцам. Произошло это в январе 1943 года.
"Над ними долго издевались. И когда поняли, что ничего не смогут добиться, в то время как Красная армия подходила к селу, пленных вывели за околицу, связали руки колючей проволокой, и там расстреляли. Всё это видели местные жители и предложили назвать улицы именами милиционеров", — рассказывают в музее.

Экспонаты военных лет хранятся в музее истории МВД Ставрополья. Фото: ИА Stavropol.Media
Ставропольская милиция в составе стрелковых отрядов защищала перевалы Кавказа.
"После одного серьезного боя у одного из немцев нашли письмо, которое он написал жене, но не успел отправить из-за гибели. Писал, что воюет высоко в горах против элитных войск НКВД и это тяжело. Только вот его противниками были простые милиционеры, которые, придя на службу, взяли в руки оружие и, не отступая ни на шаг, не дали немцам завоевать Кавказ", — говорит Анжела Терпогосова.
Ещё один эскпонат — фотография заседания Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников под руководством писателя Алексея Толстого. Он был в Ставропольском крае в 1943 году.
"Как говорят некоторые историки, его сердце не выдержало всего увиденного, что немцы творили здесь с нашими жителями. В 1944 году Толстой умер", — рассказывает экскурсовод.
40% женщин, компостер и гениальный фальшивомонетчик
Послевоенные годы на Ставрополье выдались непростыми, главной задачей было восстановление хозяйства. В милиции тогда 40% составляли женщины. На стендах музея этот период иллюстрируют грампластинки, а также необычные экспонаты, вспомнить назначение которых смогут разве что любители советского кинематографа. Например, компостер, который в 50-60-е годы вызывал у водителей настоящий ужас.
"Если шоферы нарушали правила дорожного движения, то просили водительское удостоверение, там были вкладыши и делали прокол. 10 дырочек — забирали права", — пояснила гид.
В 50-е годы компостер был двойной, на одной стороне находился треугольник, сообщавший о предупреждении, а на второй — круг. Затем оставили только один вид отметки.
Часть стенда посвятили знаменитому на всю страну фальшивомонетчику и изобретателю Виктору Баранову. Чтобы овладеть технологией, он обучился 20 профессиями, а для изучения методики работы пошел на кражу книг из библиотеки им. Ленина в Москве. Его не могли найти несколько лет, предполагая, что за подделками стоит целый завод. Он в одиночку печатал фальшивые купюры в сарае на Ташле в Ставрополе.

Фальшивые банкноты Виктора Баранова не мог отличить от настоящих Госзнак. Фото: ИА Stavropol.Media
"Он печатал деньги лучше, чем Госзнак. Думали, это делает целое предприятие, завод", — рассказала Анжела Терпогосова.
После задержания ему грозил расстрел, но высшей меры наказания удалось избежать. Находясь в тюрьме, он даже консультировал сотрудников Госзнака.
Улицы героев по всему Ставрополью
Фотографии и личные вещи сотрудников МВД раскрывают истории бытового мужества. Имена многих из них носят улицы в самых разных частях края.

Форма советского милиционера. Фото: ИА Stavropol.Media
Имем Владимира Фоменко названа одна из улиц Кисловодска. Он погиб, пытаясь остановить пьяного тракториста. Дебошир катался по городу, грозясь навредить прохожим. Милиционер первым прибыл на вызов, вскочил на подножку, чтобы вытащить ключи зажигания, но в итоге оказался под колесами. Тракториста он остановил, но ценой своей жизни. Когда дебошир убегал, граждане бросились за ним.
"В Ставрополе есть улица Кирина, по фамилии действительно народного участкового Ивана Борисовича. На своём участке он знал каждую бабушку. А прийти рассказать о проблеме к нему можно было даже ночью. 15 января 1970 года он погиб при задержании рецидивиста, уже сидевшего за убийство. Милиционер открыл дверь, а из помещения в него выстрелил преступник. Кирин умер до приезда в больницу. Жители восприняли это как свою личную боль — и предложили назвать улицу именем этого человека. Говорят, на его похороны пришло полгорода. И люди 7 км несли его на руках", — рассказала начальник музея истории МВД.
Ещё один экспонат, рассказывающий свою историю будничного подвига — пробитое пулевое удостоверение Владимира Борцова, который тоже погиб при исполнении служебного долга.
Криминал и трагедии 90-х
Пронзительные истории связаны с недавним прошлым — в том числе с трагедией в Будённовске 1995 года. Экскурсовод, работавшая в городе в тот период, лично пережила нападение боевиков.
"Я шла буквально навстречу... пули у меня уже летели над головой", — поделилась воспоминаниями Анжела Анатольевна.
Она рассказала о пяти сутках, которые провела практически без сна. В музее хранится стела с фотографиями 18 сотрудников, погибших при защите города. В музее сохранился корпус от гранатомёта, использовавшийся во время нападения на Будённовск.

Истории мужества сотрудников МВД в 90-е хранятся в музее на Ставрополье. Фото: ИА Stavropol.Media
Отдельно почтили память сотрудников, погибших в Чечне. Среди них был Виктор Воробьев, его не стало 7 января 1995 года. В Светлограде, откуда он родом, одна из улиц носит его имя.
"Есть у нас воспоминания ребят, которые говорили, что он был как отец, не прятался за нашей спиной, а стоял впереди. Поэтому, он шел впереди и погиб, к сожалению. Его убила бандитская пуля в день Рождества", — рассказала начальник экспозиции.
Хранится в музее и память об Александре Карагодине, который вынес с поля боя тело товарища, а затем вернулся за двумя ранеными, но его убил снайпер. Годом раньше младший брат Александра погиб в Грозном.
Стенды тем временем рассказывают истории о криминальных ужасах 90-х: за стеклом хранятся отпечатки подошвы, утюги для пыток, самодельные ножи, нунчаки и даже булава.
"Дядя Стёпа" из Пятигорска
В музее хранится неожиданный экспонат — фотография Алексея Топлинского, сотрудника пятигорской милиции ростом 2 метра 3 сантиметра. По словам гида, существует устное свидетельство, что именно он, стал прототипом знаменитого дяди Стёпы. Он был соседом Сергея Михалкова в Пятигорске, когда поэт несколько лет жил на курорте.
"Первое стихотворение было о дяде Стёпе Каланча. А потом, когда автора просили написать продолжение, дядя Степа уже пошел работать в милицию", — рассказала гид.

Согласно устному свидетельству, так выглядел прототип дяди Стёпы в реальной жизни. Фото: ИА Stavropol.Media
Как выяснила Анжела Анатольевна, в 1963 году Михалков приезжал в Пятигорск и был на встрече с представителями милиции. Там он и рассказал, что прототипом для его персонажа стал пятигорчанин Алексей Топлинский.
Хотя официального подтверждения факта от семьи поэта нет, в музее хранится устное свидетельство и личная фотография гиганта-участкового.







































