Первые зимние заморозки придут на Ставрополье
18:02
Ущерб при строительстве амбулатории на Ставрополье превысил 980 тысяч рублей
17:29
Композитор Владимир Сущенко умер в Ставрополе
17:25
Магнитная буря уровня G1 придет 4 декабря на Ставрополье
17:02
Два сотрудника водоканала погибли, ещё двое пострадали в ДТП на Ставрополье
16:55
156 тысяч иностранных туристов приехали в Ставропольский край за год
16:32
Задержка рейсов до Минвод 3 декабря доходит уже до 6 часов
16:28
Губернатор Ставрополья обсудил с атаманом Всероссийского общества поддержку казачества
16:21
Мужчина в Надежде пришел к соседу за лопатой и пырнул его ножом за долги
16:06
Причину задержки рейсов назвали в аэропорту Минеральных Вод
15:26
Рост тарифов на ЖКХ до 22% на Ставрополье прокомментировал губернатор
15:21
Субсидирование авиаперевозок продолжат на Ставрополье – Владимиров
14:56
Ксения Бородина с мужем со Ставрополья улетела в Дубай
14:33
Тарифы ЖКХ и поддержка молодёжи: о чём говорил губернатор Ставрополья на пресс-конференции
14:17
Сквер возле цирка начали благоустраивать в Ставрополе
13:54

Слои памяти: ищем забытые кладбища Ставрополя под ногами

Где спрятались невидимые городские некрополи и что они могут рассказать
Слои памяти: ищем забытые кладбища Ставрополя под ногами ИА Stavropol.Media
Слои памяти: ищем забытые кладбища Ставрополя под ногами
Фото: ИА Stavropol.Media
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Старинные городские некрополи — пласт истории, который мало кого оставляет равнодушным. С одной стороны, их наделяют званием "мест с плохой энергетикой" в местной мифологии, объясняя частоту происшествий в том или ином районе. С другой — для сохранившихся некрополей определяют охранный статус, на них волонтёры наводят порядок, а гиды проводят экскурсии. Впрочем, о кладбищах в Ставрополе мы знаем мало. Корр. ИА Stavropol.Media поговорил со старшим научным сотрудником ООО "НИИ СевКавАрхеология" Константином Колесниченко — о том, почему современные по историческим меркам некрополи не менее интересны, чем древние курганы, что могут рассказать забытые погосты и почему история кладбища — это не только биографии похороненных там людей.

председатель ставропольского отделения союза фотохудожников России Маргарита Воронова

Старший научный сотрудник ООО "НИИ СевКавАрхеология" Константин Колесниченко. Фото: председатель ставропольского отделения союза фотохудожников России Маргарита Воронова

От курганов к некрополям

Больше 30 лет археолог Константин Колесниченко занимается раскопками и разведкой — в основном на древних курганах. Например, он работал на раскопках Грушевского городища.

Интерес к ставропольским кладбищам у него возник не в городской черте. Во время командировок по региону заметил: многие сельские и хуторские некрополи края расположены на курганах, созданных тысячи лет назад.

"Представьте: существует курган, созданный где-то во II тысячелетии до н.э. Люди, которые пришли сюда в XIX веке, понимают, что это могильник, и хоронят здесь своих усопших. Здесь происходит пересечение археологии и современности", — объясняет исследователь.

Со временем интерес историка, который всю жизнь живёт в Ставрополе, распространился и на некрополи в родном городе.

"Специалистов, которые хоть немного в теме, можно по пальцам одной руки пересчитать", — делится Константин.

Это и подтолкнуло его к изучению и сохранению памяти о местных некрополях.

ИА Stavropol.Media

Успенское кладбище в Ставрополе. Фото: ИА Stavropol.Media

Как спасают кладбища

С современными по историческим меркам городскими кладбищами Константин Колесниченко начал работать в 1998 году. Тогда он участвовал в раскопках на Варваринском некрополе.

"Строители, которые начали копать котлован под дом, наткнулись на склепы восточнее алтарной части разрушенной Варваринской церкви. Вызвали археологов. На тот момент я там был единственным полевым специалистом, который умел расчищать погребения", — вспоминает историк.

Для археологов такие раскопки — необходимость, вызванная угрозой уничтожения исторического слоя при строительстве. Такие "спасательные" работы проводились, например, при восстановлении Казанского собора и в Иоанно-Мариинском монастыре.

Как изучают забытые некрополи

Основная задача исследователя сегодня — фиксировать и изучать некрополи.

"Говорят, что у нас весь город на костях стоит, но это не так. На самом деле, полностью уничтоженных кладбищ у нас не так много. Хотя, конечно, границы существующих некрополей сдвигаются. У нас в Ставрополе уже больше 20 кладбищ. Надо хотя бы понять, где они находятся, обобщить разрозненные сведения, чтобы будущие строители и поколения знали хотя бы минимум — где существуют забытые захоронения", — рассказывает Константин Колесниченко.

Главные источники — дореволюционные планы города, начиная со схем крепости, а затем карты с 30-х годов XIX века и позже. Но они дают лишь общее представление, поскольку слегка отличаются от реального отражения ландшафта. Границы на них обозначены весьма условно.

"На планах кладбище могут просто обозначить квадратом, хотя его границы могли быть не такими ровными. Или, как с Варваринским некрополем, изобразить зелёным сквером, хотя мы точно знаем, что это кладбище", — рассказал историк.

ИА Stavropol.Media

Успенское кладбище в Ставрополе. Фото: ИА Stavropol.Media

Помогают и исследовательские работы: например, наиболее полным описанием считается экспертное заключение бывшего главного архитектора города Юрия Хоменко в 1998 году. Правда, это больше техническая работа, созданная в помощь строителям и администрации, для соблюдения в том числе санитарных норм. Есть и некоторые современные исследования.

"Можно использовать и косвенные доказательства: например, старые фотографии или воспоминания местных жителей. Последним, правда, доверять можно в меньшей степени. Стоит обращать внимание и на публицистические упоминания, принимая во внимание, что информация в них может быть приукрашенной. Иногда зацепкой могут стать исторические некрологи — в них могут упомянуть название кладбища", — поделился Константин Колесниченко.

Помочь историкам могут и церковные метрические книги. После революции они переходили в отделы ЗАГСа, а затем в госархив. Правда, на то, чтобы найти в них что-то значимое, можно потратить немало времени.

ИА Stavropol.Media

Мамайское кладбище в Ставрополе. Фото: ИА Stavropol.Media

"Как у полевого исследователя, у меня немножко другие задачи. Мне нужно сейчас успеть зафиксировать то, что есть в поле. Потому что уже через 20 лет половина исторически ценных надгробий, за которыми не ухаживают, погибнет. На том же Даниловском кладбище это происходит уже сейчас. Найти, где похоронена твоя бабушка, практически невозможно: в документах смотрителя можно узнать номер участка, но попробуй найти без должных табличек надгробие без имени-фамилии", — делится Константин Колесниченко.

Лучший результат, по мнению историка, получится, если изучать кладбища комплексно: искать артефакты в поле, совмещать с архивными и публицистическими данными. Но сделать это в одиночку невозможно. Одной жизни не хватит, чтобы описать историю хотя бы одного некрополя, замечает историк.

От Крепостной горы до забытых церквей: список исторических некрополей

Константин Колесниченко перечислил основные старые кладбища Ставрополя.

Кладбище на Крепостной горе

Самое первое городское кладбище находилось восточнее креста на месте первой церкви. Частично раскапывалось основателем краеведческого музея Григорием Прозрителевым — об этом можно судить по фотографии, которая хранится в архивных фондах. Оно расположено примерно в 30 метрах южнее юго-западного угла здания бассейна "Юность".

Станичное кладбище

Станичное кладбище — второе по старшинству в городе. Основали его казаки. Находилось оно в квартале, образованном улицами Гоголя, Бурмистрова и Фурманова. Сейчас примерно на его месте расположена музыкальная школа на улице Гоголя.

Армянское кладбище

Армянское кладбище тоже располагалось на Ташле, в районе перекрестка улиц Октябрьской и Народной. Оно малоизвестно, частично застроено частными домами, там разбит сквер.

"Со временем оно было частично застроено и зажато между улицами. Кладбище малоизвестно, есть на нескольких картах. Насколько помню, ещё в 70-80-е годы прошлого века люди сообщали, что видели там надгробия. В прошлом году один участок островка некрополя вскрыли, вероятно, для строительства. Но пока там поставили временное сооружение", — рассказал археолог.

Варваринское кладбище

ИА Stavropol.Media

Район бывшего Варваринского кладбища в Ставрополе. Фото: ИА Stavropol.Media

Первое реальное городское кладбище располагалось в центре квартала, образованного улицами Спартака, Голенева, Комсомольской и Розы Люксембург. Сейчас его территория почти полностью занята корпусами строительного техникума и ДК Гагарина. Как выяснилось при раскопках перед застройкой, часть кладбища располагалась на древнем кургане. Кроме того, во время спасательных работ историки не нашли ни одного надгробия.

Успенское кладбище

Этот некрополь — старейший из сохранившихся. Интересен своей церковью, которая изначально была кладбищенской, а ещё никогда не закрывалась в советское время.

 "Успенская церковь построена в 1848 году. До этого кладбище уже существовало. Храм построили на пустом месте на южной окраине. Со временем он оказался в глубине кладбища", — рассказал археолог.

Наибольших размеров кладбище достигло к началу XX века. Оно занимало весь этот квартал и часть застройки северной стороны улицы Ползунова. Со временем некрополь обступила городская застройка: на части бывшей территории кладбища сейчас находится детский сад, поликлиника и котельная. Значительная часть площади заросла лесом, сейчас на ней идёт ещё одна стройка.

Даниловское кладбище

Основное городское кладбище середины XX века впервые появилось на карте в 40-е годы XIX века. Некрополь пережил два этапа. Изначально оно называлось Воробьёвским по названию предместья, но затем рядом появилась церковь Даниила Столпника. Занимает часть квартала, очерченного улицами Лермонтова, Балахонова, 8 Марта и Доваторцев. У него сложная структура. 

"Границы кладбища плавают. Согласно плану 1911 года, некрополь был разбит на еврейский, мусульманский участки, основное захоронение и участок солдатского кладбища. Часть некрополя, судя по всему, называли госпитальным, поскольку там хоронили солдат, умерших от ранений", — рассказывает историк.

Со временем границы кладбища видоизменились: на части территории пролегает улица Лермонтова. Сейчас это место захоронения нередко привлекает внимание вандалов и приверженцев сект.

Заташлянское старообрядческое кладбище

Это кладбище существовало в районе Чапаевки. Заложено в конце XIX века,

"До сих пор существует, там есть немного места и его дозахоранивают", — рассказал историк.

Мамайское кладбище

Мамайское кладбище появилось в одноимённом предместье в конце XIX века. Раньше оно называлось Георгиевским, как и рядом находившаяся церковь. На месте храма сейчас стоит предприятие. Сохранилось в хорошем состоянии. С 90-х годов хоронить там уже запрещено.

Монастырское кладбище

Небольшое Монастырское кладбище находится в северо-западном районе города недалеко от Иоанно-Мариинского монастыря. Интересно своей "градообразующей" ролью — если присмотреться к карте, улицы обтекают его ромбовидную форму. Можно наблюдать, как со временем жилые кварталы подступали к кладбищу.

"Хотя кладбище и называется Монастырским, к самому монастырю оно не имеет отношения — просто находилось рядом. Когда во время реконструкции монастыря вскрыли погребения, выяснилось, что там не хоронили монахинь. Что ещё занятно — вероятно, это кладбище основалось на более древнем кургане. В самом монастыре при реконструкции храма при раскопках обнаружили погребения — их там было меньше 10 — настоятельниц и послушниц", — рассказал Константин Колесниченко.

Польское католическое кладбище

Кладбище возле польского католического костела на современном проспекте Октябрьской революции не обозначено ни на одной карте. Но, как говорит историк, старожилы помнят надгробия восточнее костела — их замечали ещё в 80-е и 90-е годы XX века. Сейчас костел стал жилым домом и находится во дворе многоэтажек советского периода.

ИА Stavropol.Media

Бывший польский костел, ставший многоквартирным домом - вероятно, рядом было кладбище. Фото: ИА Stavropol.Media

Кладбища возле соборов

Отдельно стоит упомянуть небольшие кладбища при старых церквях, где хоронили священников и меценатов. 

"Упоминания о нескольких захоронениях в районе бывшего Троицкого собора (располагался в районе гостиницы "Интурист") встречаются в работах писателя Ильи Сургучева. На территории Казанского собора нашли чуть больше 10 захоронений при его восстановлении в 2003 году", — рассказывает историк.

Также говорят о Госпитальном кладбище и некрополе возле Софийского собора — но сведения об их расположении разнятся. Так, известно, что на месте нынешнего медуниверситета сегодня был Софийский собор, его построили во второй половине XIX века.

"Есть его фотографии, но на них не видно, имеется ли там захоронение. Возможно, оно небольшое, на территории сквера за оградой — его было видно на снимках. В то же время на одной из карт я нашёл упоминание одного кладбища чуть выше по улице Мира. Оно находилось недалеко от авиаучилища, сейчас там многоэтажка. И вот его называют Госпитальным или тоже Софийским. Их порой связывают между собой, но не уверен, что это корректно", — рассказывает Константин Колесниченко.

ИА Stavropol.Media

Район бывшего Софийского собора в Ставрополе. Фото: ИА Stavropol.Media

Ещё одно кладбище находилось на территории Андреевской церкви. Как поделился историк, в ограде церкви сохранилось несколько захоронений. Но есть предположение, что некрополь был крупнее.

Что изучать в некрополях

Не только совокупность биографий

Гиды, водящие экскурсии по городским кладбищам, нередко делают упор на человеческие истории: на Успенском захоронены известные ставропольские купцы и меценаты, а также основатель музея Григорий Прозрителев, на Даниловском — солдаты Великой Отечественной и многие известные горожане, например, бактериолог Магдалена Покровская. Впрочем, сводить историю некрополей к совокупности биографий неправильно, считает Константин Колесниченко.

"Мне, как археологу, не очень интересно, какие личности там захоронены. А между тем, многие историки, которые интересуются кладбищами и пытаются написать историю, делают акцент именно на биографии людей. Понимаю, что, наверное, это людям понятнее. Но история кладбища — это не совокупность биографии людей, которые там захоронены", — делится историк.

ИА Stavropol.Media

Успенское кладбище в Ставрополе. Фото: ИА Stavropol.Media

Для историка кладбище — это сложный исторический источник.

"Меня интересует структура — это кладезь информации. Например, как закладывается ядро кладбища, почему оно развивается в определенную сторону, как формируются фамильные участки", — рассказывает Константин Колесниченко.

Полевые исследования показывают социальные связи. На сельских кладбищах ярко виден клановый принцип, когда родственников хоронят рядом. Интересны и ритуальные детали.

"Возьмём, к примеру, калитки. Помимо прагматичной функции защиты от скота, они несут в себе мифологическое значение: отделить мир живых от мира мёртвых. Коллеги из других регионов рассказывали, что на сельских погостах калитки в оградах часто делают чуть приоткрытыми, чтобы умершие родственники могли посетить этот мир в определённые дни. По той же причине и в целом кладбища могли находиться по другую сторону реки от поселения. В эту традицию, кстати, укладывается станичное кладбище в Ставрополе", — делится историк.

Слои истории

В городах, по словам археолога, реже встретишь ограды, как и клановое расположение — зарезервировать место для семьи сложнее. Из-за того, что места мало, в некрополях могут хоронить в несколько слоёв.

В Ставрополе так, например, произошло на Заташлянском, Варваринском, А также Успенском, Даниловском и Мамайском кладбищах.

ИА Stavropol.Media

Мамайское кладбище в Ставрополе. Фото: ИА Stavropol.Media

"Древние некрополи часто многослойные, там может быть по три, четыре яруса. Причин несколько. Во-первых, каменные надгробия были редкостью, а деревянные кресты со временем исчезали. Жизнь человека достаточно короткая и уже через 15, максимум через 40 лет без ухода захоронение может показаться пустым местом. Другой случай — желание быть ближе к родственникам. Вероятно, такая ситуация произошла на Мамайском кладбище. Места вокруг нет, поэтому копали впритык. Вот и получается, что за более новым памятником можно найти исторический массивный крест. На Заташлянском кладбище даже тропинок нет — настолько плотное там захоронение. Места нет, а хотят быть поближе к родственникам — вот и получается", — рассказывает историк.

Архитектура и домашние питомцы

Исследователи из других регионов — например, в Ростовской области — уделяют внимание архитектурным особенностям надгробий. В Ставрополе, по словам Константина Колесниченко, об этом можно сказать немного — регион не отличался богатством. Впрочем, среди композиций есть сделанные из местного камня — ракушечника, они могли бы привлечь внимание.

ИА Stavropol.Media

Успенское кладбище в Ставрополе. Фото: ИА Stavropol.Media

Ещё одна непростая тема — кладбища домашних животных. Как рассказывает археолог, он встречал захоронения, в которых питомцы находились рядом со своим хозяином.

"Например, при раскопках Варваринского некрополя в одном из гробов вместе с человеком лежала кошка. Даже если хозяин сильно связан с животным, в этом есть нивелировка ценности человеческой жизни", — рассказал археолог.

ИА Stavropol.Media

Мамайское кладбище в Ставрополе. Фото: ИА Stavropol.Media

История старых кладбищ уходит. В городских архивах хранятся разные истории о том, как менялись границы некрополей.

"Когда Успенское кладбище хотели закрыть в 50-е годы XX века, в газетах можно было встретить объявления, предлагавшие перезахоронить предков — для этого предоставлялись средства. Поэтому на Даниловском кладбище можно встретить мраморный памятник конца XIX века в квартале посреди захоронений 60-х годов прошлого столетия", — делится замечаниями археолог.

ИА Stavropol.Media

На Даниловском кладбище в Ставрополе. Фото: ИА Stavropol.Media

Ещё один пример: мало кто вспомнит о некрополе в хуторе Молочный под Ставрополем. В середине XIX века там располагалось немецкое поселение Иоганнесдорф и до сих пор в окрестностях можно найти артефакты захоронений местных жителей.

"Я был там несколько лет назад, сфотографировал все сохранившиеся на тот момент надгробия. От них мало что осталось. Представьте: лежит разбитая плита из камня, на ней даже буквы угадываются в осколках, даты захоронений. Именно немецких надписей не помню, там едва угадывалась латиница. У меня создалось впечатление, что сохранившиеся каменные надгробия кто-то разбил специально: возможно, чтобы память о кладбище скорее забылась и можно было без помех использовать эту землю", — заметил историк.

Как сохранять память

Старые кладбища постепенно исчезают в городах. Главный способ их сохранения, по мнению историка, — присвоение статуса "достопримечательного места" с утверждением границ и зон охраны. Это уже сделано для Успенского и Даниловского кладбищ. Отдельные могилы, особенно братские, стоят на государственном учете как памятники истории.

"Всё давно придумано до нас. Достопримечательное место — нижний уровень охраны, но он уже даёт сигнал застройщикам", — делится археолог.

ИА Stavropol.Media

Даниловское кладбище в Ставрополе. Фото: ИА Stavropol.Media

Однако даже охраняемые территории зарастают лесом, и поддерживать их в порядке сложно. Задача же историков — успеть зафиксировать то, что еще можно спасти, пока время и забвение не стерли последние материальные свидетельства этой части истории города. Ведь, смотря на эту часть прошлого, можно многое понять про настоящее.

234674
67
150