6 ноября. 6 ноября 1852 года в посёлке Висимо-Шайтанский завод, Верхотурского уезда, Пермской губернии появился на свет Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. После визита в Кисловодск русский писатель был поражен красотой города.
"Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец — вот настоящая жизнь и настоящее счастье", — творческий девиз писателя-уральца Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Писатель большого дарования Д. Н. Мамин-Сибиряк в своих произведениях создал литературную летопись Урала, но всегда мечтал побывать на Кавказе. Долгие годы творческого самоутверждения не давали возможности литератору воплотить в реальность желание увидеть Кавказ. Только став известным писателем, он смог побывать в наших краях.
Интерес к Кавказу возник у него в молодости, в период увлечения Лермонтовым, Бестужевым-Марлинским. Ему нравилась романтика повести "Аммалат-бек" (12+). Прекрасный и заманчивый край привлекал неутомимого путешественника.
В 1902 г. Д. Н. Мамин-Сибиряк посетил Кисловодск со своими друзьями. Ещё в Петербурге, собираясь сюда, он решил начать знакомство с уникального источника нарзана, сделавшего маленькое селение в предгорьях Кавказа всемирно известным.
"Город чудесный, красивый, разметавший свои улицы по крутым берегам горной речки. Общий вид великолепный, а вокзал мог бы украсить любую столицу", — вспоминал писатель.
Творческим результатом поездки явился путевой очерк "Погибельный Кавказ" (12+), опубликованный в издании "Юная Россия" (6+) за 1906 год. Вынесенное в заголовок определение "погибельный" носит иронический характер. Миф о Кавказе, как о месте очень опасном, как покажет путешествие, расходился с действительностью.
По очерку можно судить, насколько совпала реальность с книжными представлениями о колоритной, загадочной кавказской земле.
Писатель рассказывает о своих первых впечатлениях: "Поезд с какой-то особенной быстротой летит по "благословенным" предгорьям Северного Кавказа, приближаясь к группе знаменитых Минеральных Вод. Кавказ умеет гостеприимно встретить и очаровать с первого взгляда. Но каким он показался человеку, влюблённому в Уральские горы?".
В воображении писателя Кавказ всё время сравнивается с Уралом: "…Представить себе высоту Кавказских гор заочно очень трудно, и просто не веришь глазам, а потом эти кручи начинают довлеть. Наши Уральские горы, по сравнению, маленькие холмики".
Мамин-Сибиряк вместе с друзьями побывал у подножия Машука на месте дуэли М. Ю Лермонтова, и с волнением вспоминал: "Я был на месте этой роковой для всей России дуэли. Чудесный, красивый вид, а на месте дуэли памятник безвременно погибшему поэту. Кругом широкая поляна, точно окроплённая, как живыми слезами, яркими южными цветами".
В конце рассказа "Погибельный Кавказ", любуясь жилищами горцев, писатель признавался: "Мне очень бы хотелось пожить в таком орлином гнезде, чтобы присмотреться к жизни вольных детей горной пустыни, но приходится ехать мимо и полюбоваться только издали. Такая уж судьба у всех путешественников, которым приходится довольствоваться только мимолётными впечатлениями и ехать вперёд, куда ведёт дорога-мачеха".
Так Д.Н. Мамин-Сибиряк заканчивает описание своего непродолжительного путешествия в наши края, где о Кавказе, нашем крае и солнечном Кисловодске немало тёплых слов.