19 января 1942 года в Ставрополе состоялись проводы конников 16-го кавалерийского добровольческого полка. Они вошли в 4-й гвардейской кавалерийской дивизии (53-й ставропольской) легендарного 2-го гвардейского кавалерийского корпуса им. Л. М. Доватора.
Вторая мировая война стала последней, в которой активное участие принимали кавалерийские части. Прежнего значения они уже не имеют — танки и авиация вытеснили некогда элитные подразделения, какими во всех армиях мира считались кавалеристы.
В начале Великой Отечественной войны в июле 1941 г. на Ставрополье была сформирована 53-я кавалерийская дивизия, влившаяся вместе с кубанскими и терскими казаками в состав кавалерийского корпуса генерала Льва Михайловича Доватора. Её основу составили призывники и добровольцы из Ставропольского края и Карачаево-Черкесии.
Конники-доваторцы наводили ужас на врага дерзкими рейдами в тыл противника. В октябре — декабре 1941 г. воины-кавалеристы защищали подступы к столице и сыграли исключительно важную роль в битве за Москву. Фашистское командование отдало приказ: "Казаков в плен не брать, а уничтожать. За голову казачьего атамана Доватора награда 50 тысяч марок".
Лев Доватор. Портал "Память народа 1941-1945"
18 декабря 1941 г. в Ворошиловск было доставлено письмо от имени Л. М. Доватора секретарю Орджоникидзевского (Ставропольского) крайкома ВКП(б) М. А. Суслову, в котором он писал: "…Мне выпала счастливая доля командовать такими славными казаками, какими являются казаки Кубани, Терека… Теперь мы стоим неприступной крепостью на подступах Москвы (но нас мало). Я был бы счастлив, если бы получил из вашего края пополнение на конях, хотя бы человек 500, чтобы впредь сохранить традиции и чтобы 2-й гвардейский кавкорпус был бы Орджоникидзевского (Ставропольского) края".
В краевой центр стали прибывать небольшие группы кавалеристов, отобранных в городах и районах края. Был сформирован полк из 4-х сабельных эскадронов, полковой батареи, сапёрного взвода и взвода химиков. Он стал самостоятельной боевой единицей и получил наименование 16-го кавалерийского добровольческого полка.
18 января в Ставропольском драмтеатре состоялось торжественное заседание партийных, советских и комсомольских организаций города по случаю проводов добровольцев. На следующий день, 19 января, на Шоссейной улице (ул. Доваторцев), связывающей Ставрополь с Невинномысском, добровольческий полк был построен в походную колонну и выведен в центр города на площадь им. Ленина, где состоялся многолюдный прощальный митинг. После горячей напутственной речи первого секретаря крайкома КПСС М. А. Суслова колонна добровольцев в сопровождении горожан двинулась на вокзал. Слышались пожелания и просьбы беспощадно бить ненавистного врага, бодрящие, весёлые шутки, но были и слёзы…
Приступили к погрузке лошадей, боеприпасов, людей и, конечно же, подарков для земляков-фронтовиков. Часа через четыре два многовагонных эшелона двинулись в дальний путь. Эшелоны остановились на станции Серебряный Бор под Москвой. Все казаки вышли из вагонов и собрались в большой круг. Полк встретил генерал О. И. Городовиков, известный многим добровольцам по Гражданской войне. Командир полка доложил, что сформированный на Ставрополье добровольческий полк следует во 2-й гвардейский кавалерийский корпус к генерал-майору Л. М. Доватору. Городовиков тяжело опустил голову и сообщил, что легендарный полководец погиб во время кровопролитных боёв за деревню Палашкино 19 декабря 1941 г.