10 июля 1943 г. был принят акт Ставропольской городской комиссии о преступлениях немецко-фашистских захватчиков в отношении граждан города Ставрополя. В этот же день в 1912 году купец Карл Новотни сделал пристройку к своему дому под стационарный кинотеатр, который ставропольцам известен как "Октябрь".
Акт о преступлениях немецко-фашистских захватчиков приняли при участии: председателя Василия Сидоровича Порохненко — члена исполкома райсовета, а также Ноны Александровны Большаковой — врача поликлиники, Зинаиды Тимофеевны Асеевой — депутата райсовета, Екатерины Петровны Чернышёвой — председателя квартального комитета № 44 и Серафимы Васильевны Плотниковой — директора средней школы № 3.
На основании свидетельских показаний комиссия установила, что с приходом в город немецкие власти 12 августа 1942 г. в южной части окраины, на городском аэродроме, расстреляли несколько тысяч людей.
Жертвы закапывались в ямы, будучи ещё живыми, об этом рассказывают многие свидетели.
За малейшее неповиновение или просто по подозрению в неуважении к немцам гитлеровцы сажали мирных граждан в тюрьму и подвергали пыткам. Так был замучен Владимир Ильич Гайдай, рабочий, он был расстрелян немцами в Грушовой балке 18 января 1943 года. 29 января 1943 г. при осмотре трупа установлены следы пыток.
После освобождения Ставрополя от фашистских захватчиков трудящиеся обнаружили в ямах, куда гестаповцы бросали своих жертв, большое количество родных и близких. Большинство трупов опознать не представилось возможным в виду того, что они были обезображены немецкими палачами, а также в результате того, что гестаповцы многие семьи уничтожили полностью. Так, например, из семьи Абрама Львовича Нанкина, насчитывающей 15 человек, 14 членов семьи расстреляно.
Помимо преступлений, описанных в акте, были составлены и другие документы, например, акт комиссии г. Ставрополя об уничтожении немецко-фашистскими оккупантами пациентов психиатрической больницы (принятый 11 июля). Оккупационные власти, мотивируя тем, что душевнобольные по германским законам не могут находиться в городе и возле него, сообщили персоналу Ставропольской психиатрической больницы: её пациенты будут вывезены в лечебницы селений Донское и Пролетарское, где имелось необходимое оборудование и немецкий медицинский персонал.
5 августа в больницу прибыли крытые автомашины с герметически закупоренными кузовами в сопровождении эсесовской команды и увезли 632 больных, в т. ч. детей. Ни в какую другую больницу они не попали, а были умерщвлены выхлопными газами.
Всего, по последним данным, в городе Ставрополе замучили, расстреляли и отравили газом 5500 женщин, стариков и детей.