В Ставропольском государственном музее-заповеднике приступили к последнему этапу реставрации древней гробницы, найденной на территории Карачаево-Черкесской Республики. Оказалось, этот процесс важен не только для сохранения самого памятника. Как работа поможет ставропольским градозащитникам и почему ей интересуется местное духовенство — читайте в материале ИА Stavropol.Media.
Немного контекста
Мавзолей, о котором идёт речь, около 170 лет назад нашли русские офицеры. Он вместе с другими подобными усыпальницами находился в долине реки Кяфар на территории современной КЧР. Гробницу от прочих дольменов (так называют погребальные сооружения из каменных плит с круглым отверстием в центре) отличали размеры и высеченные по всем граням барельефы. Специалисты относят мавзолей к XI веку. Предполагают, что в нем покоился древний аланский царь Дорголел Великий.

Процесс реставрации. Фото: Артём Хорошилов, ИА Stavropol.Media
Гробница долгое время оставалась на том же месте, где её нашли. Только в 1955 году сотрудник Ставропольского краеведческого музея Леонид Глушков собрался в КЧР, чтобы вывезти её.
Карачаево-Черкесия тогда была частью Ставрополья, и самые значимые памятники материальной культуры поступали в краевой музей.
Пройдя через многие трудности, археолог сумел вывезти дольмен. К тому времени у мавзолея уже отсутствовала крышка, учёный видел лишь её фрагмент. Так или иначе, сооружение доставили в краеведческий музей. Во дворе учреждения исторический памятник пребывает и поныне.
Хорошо, что не трогали
Реставрировать гробницу планировали давно, ещё с советских времён. История об этом — отдельное приключение, наполненное случайностями, одна из которых, вероятно, спасла сотрудников музея от смертельного заболевания.
Ещё в советские времена учёные предпринимали попытки сохранить памятник. Долго раздумывали, какой состав подойдёт для этого. Так вышло, что команде музея вечно что-то мешало. Например, для одного из составов требовалось 27 кг поливинилбутерали, 250 кг химически чистого бензола, 250 кг винного спирта. Последний из ингредиентов Крайснаб выдавать отказался.
"Кроме того, химически чистый бензол является сильным канцерогеном. Вполне вероятно, что невозможность приготовить состав в тот момент спасла работников от заболеваний", — поделилась сотрудник Ставропольского государственного музея-заповедника имени Прозрителева и Праве, кандидат исторических наук Ольга Брилева.
От другого способа решили отказаться из-за его экспериментальности — на тот момент метод был опробован лишь на одной фигурке. Был и третий вариант состава. Вещество напоминало стекловидную массу. Его опробовали на юге России в храмах — через год состав отваливался вместе с редкими росписями. Если бы метод успели использовать на мавзолее, могли серьезно пострадать барельефы.
Наука не стоит на месте. Некоторые составы, которые раньше казались удачным решением, наносят вред памятникам, но специалисты узнают об этом постфактум, порой — спустя много лет. При работе сейчас инновационных методов не используют — только проверенные, на основе уже устоявшихся рецептур.
"Реставрация всегда должна быть научно обоснована. Должно делаться ровно то, что требуется конкретному памятнику, и чем меньше мы вмешиваемся, тем лучше. Поэтому одна из удач мавзолея — что он не проходил какую-то полноценную комплексную реставрацию раньше. Повторное восстановление, если изначальное было неудачным, всегда сложнее", — отметила руководитель реставрационных работ Анастасия Макарова.

Руководитель реставрационных работ Анастасия Макарова. Фото: Артём Хорошилов, ИА Stavropol.Media
Гробница скоро совсем оживёт
В 2024 году музею удалось выиграть грант Президентского фонда культурных инициатив на сохранение и возрождение рельефов мавзолея. В 2025 году гробницу реставрируют. Процесс разбили на несколько этапов. Первый, исследовательский, был в августе 2024 года — команда специалистов Государственного научно-исследовательского института реставрации" (Москва) изучила памятник, разработала подробный план. С апреля 2025 года начались практические работы. В числе прочего провели расчистку — с песчаника, из которого сделано сооружение, удалили загрязнения.
"Второй этап был посвящён структурному укреплению камня, чтобы избежать отслоений, трещин и прочих разрушений", — рассказала реставратор Анастасия Макарова.
15 июля специалисты приступили к третьему, последнему этапу работ. Сейчас они занимаются мастиковкой швов, локальными восполнениями утрат. В конце предстоит финальная обработка, нанесение водоотталкивающего состава на поверхность. В ближайшие две недели реставрацию планируют полностью закончить.
"Всего в программе работ 14 пунктов — по числу различных операций. Наибольшую сложность представляло удаление атмосферных, почвенных загрязнений. Был ещё плотный слой белого обрастания, с которым было особенно трудно работать. Также непросто далось укрепление отслаивающихся фрагментов на нескольких участках", — отметила Анастасия Макарова.
Сейчас во дворик, где находится памятник, посетителей не пускают. За работой реставраторов можно понаблюдать из окна. Однако осталось немного — скоро посетители смогут лично осмотреть вблизи результат работы учёных.
После реставрации специалисты оставят сотрудникам музея рекомендации по уходу за памятником. По этим инструкциям работники каждые полгода буду чистить мавзолей.
Новые открытия
В ходе реставрации специалисты обратили внимание на детали памятника, которые привели к новым предположениям. Например, с внутреннего края отверстия, через которое в гробницу, судя по всему, попадали тела усопших, есть два пропила для пальцев, которые не являются естественными сколами. Возможно, они служили неким ритуальным целям.
Также учёных заинтересовала копоть на песчанике. Её обнаружили, когда очистили памятник от мхов, лишайников, и прочих загрязнений, из-за которых цвет памятника казался более равномерным. Скорее всего, по краям дольмена стояли источники огня. Они могли служить для освещения или даже приготовления пищи, связанной с ритуалами поклонения.
У специалистов были сомнения насчёт того, является ли плита, на которой стоит мавзолей, "родной", изначально сделанной для памятника. Реставраторы после работы с гробницей склоняются к положительному ответу на этот вопрос.
Существует гипотеза, что изначально мавзолей был окрашен. Работа с памятником заставила учёных усомниться в этом. Следов красителей в песчанике не нашли. Зато реставраторы пришли к новым предположениям. Можно заметить, что элементы барельефов, будучи сделанными из одного материала, несколько отличаются оттенками. В некоторых случаях это связано с так называемым "скальным загаром" — долговременным влиянием на породу света, тепла, влаги и прочих внешних факторов. Однако теперь учёные считают, что создатели дольмена могли специально делать некоторые элементы темнее или светлее, создавая нужный эффект без использования красок.
Что дальше?
Восстановления мавзолея в учреждении ждали давно. По мнению Ольги Брилевой, это позволит сделать экскурсии более комплексными, поспособствует развитию науки и образования в крае. У музея уже есть множество задумок на этот счёт и даже вполне осязаемые планы.
Есть у реставрации и чисто практическая польза. Гробница сделана из песчаника, как и многие исторические сооружения в Ставрополе. Это привлекло особое внимание градозащитников. Учёные активно знакомят их с процессом реставрации. Общественники берут на заметку методы работы с песчаником, чтобы в дальнейшем использовать их в своей практике.
Реставрацией заинтересовалось и ставропольское духовенство. Дело в том, что на барельефах изображены кресты — вероятно, на создателей мавзолея оказала влияние византийская традиция. Дольмен, в числе прочих посетителей, осматривали семинаристы — будущие священники даже попробовали поработать с парогенератором.

Крест на дольмене. Фото: Артём Хорошилов, ИА Stavropol.Media
В восстановительных работах задействовали студентов Ставропольского краевого художественного училища. Для них, как и для семинаристов, провели экскурсию. Молодым художникам дали возможность поработать со специальными щетками, объяснили основы реставрации.
В августе, уже после окончания восстановления, проведут неделю археологии (6+). Анастасия Макарова подробно расскажет о том, как проводились работы. Также она поделится своими знаниями по реставрации предметов из камня с детьми на бесплатном мастер-классе в рамках фестиваля "Наследие степей и гор" (6+).
12 сентября состоится торжественное открытие мавзолея (6+). Для желающих перенять опыт 13 сентября проведут специальный семинар (12+) — он ориентирован прежде всего на начинающих исследователей. Помимо прочего, музей готовит для гостей новые бесплатные экскурсии, мастер-классы, а для маленьких посетителей выпустят раскраски.
Одна из главных фишек, которую планируют использовать в новых экскурсиях — связь разных залов музея с дольменом. На барельефах изображены различные черты быта кавказцев тех времён — можно заметить человека, одетого в бурку, висящий на потолке очаг, секиру. Многое из этого могут показать гостям наглядно в разных отделах. Разве что чучела похожего на динозавра существа (предположительно — мифического Василиска) найти не получится. Раскраски также интегрированы в этот процесс, чтобы сделать путешествие в историю ещё увлекательнее для маленьких посетителей.