Фото: Эхо планеты (16+)
Хроника ужаса: 22 года назад теракт в поезде в Ессентуках унёс жизни 44 человек
Какие жуткие истории хранят страницы газет 2003 года (18+)
Рельсы отбивали привычный ритм раннего утра, сидевшие в электричке студенты, спеша на занятия, повторяли конспекты и строили планы на день. Через несколько минут поезд должен был прибыть в Ессентуки, а ребята — сесть за парты. Но всё оборвал жуткий взрыв. Электропоезд, следовавший из Кисловодска в Минводы, буквально разорвался на две части. От взрыва тела пассажиров разлетелись на десятки метров. В теракте 5 декабря 2003 года погибли 44 человека, более 200 — получили ранения различной степени тяжести. Для некоторых пострадавших это был уже второй взрыв на том же маршруте, первый произошел всего несколько месяцев назад. Своих близких жители Кавминвод хоронили неделю. Корр. ИА Stavropol.Media собрал хронику по страницам местных газет, которые сохранились в Ставропольской краевой библиотеке им. Лермонтова, чтобы восстановить в памяти те ужасные дни глазами журналистов.
Взрыв: человеческие останки разлетелись на десятки метров
Хлопок прозвучал в 7.42 во втором вагоне. Самое страшное — это случилось в черте города, до станции Ессентуки оставалось буквально 500 метров.
"С одной стороны — многоэтажки, с другой — частный сектор. У многих вылетели стекла, осыпалась штукатурка с потолков. Стекла пострадали сразу в двух кварталах", — писала Елена Колонтаевская в "Ставропольской правде" (16+).

Последствия теракта в поезде Кисловодск-Минводы 5 декабря 2003 года. Фото: Николай Близнюк, Ставропольская правда (16+)
Сначала погиб 31 человек. К полудню — ещё пятеро. А потом, постепенно, в больницах от полученных травм умерло восемь. Среди погибших 13-летний мальчик, жизнь которого только начиналась.
Позже правоохранители установят: было взорвано около 3 кг пластита. По мощности — почти как 15 кг тротила. Этого хватило бы, чтобы стереть с лица земли высотное здание. Чтобы убивать вернее, к взрывчатке подложили болты, гайки, резаную арматуру.
"Взрыв был такой силы, что 14 человек выбросило из окон. Фрагменты человеческих тел находили в нескольких десятках метров от поезда… Ещё страшнее было то, что, как позже покажут свидетели, электричку тащило ещё несколько десятков метров и из неё буквально вываливались израненные, мертвые или полуживые люди. На многих горела одежда", — сообщало "Эхо планеты" (16+).
А корреспондент "Ставропольской правды" у развороченного вагона увидела ребёнка, у которого оторвало голову. У многих не было рук и ног.
Первые минуты после взрыва — самые страшные
На место трагедии сразу прибежали жители ближайших домов. После взрыва никто не мог понять, что именно произошло. Местная жительница Татьяна рассказала тогда журналистам, что, услышав грохот, увидела над железной дорогой огромный клуб дыма и сначала решила, что на другой стороне железнодорожных путей взорвался дом. Лишь когда дым начал рассеиваться, стало ясно: это вновь была электричка.

Последствия теракта в поезде Кисловодск-Минводы 5 декабря 2003 года. Фото: Александр Цвигун, Ставропольская правда (16+)
Со стороны путей доносились стоны, крики — такие, что невозможно было остаться в стороне. Татьяна вместе с мужем и соседом бросились помогать. Из искореженного вагона они вытащили двоих — 40-летнего мужчину и молодого парня. Женщина вспоминает: помимо местных жителей, спасали друг друга и сами пострадавшие. Те, чьи раны оказались не такими тяжёлыми, пытались вытаскивать других, приводить их в чувство, удерживать в сознании.
Даже мужчины не выдерживали происходящего: плакали, глядя на изуродованных людей, а некоторые падали в обморок от ужаса и бессилия.
Многие признались позже, что забыть первые минуты после взрыва невозможно. Именно они были самыми страшными — было трудно поверить, что всё это происходит наяву.
“Наталья говорит, что всю жизнь будет помнить, как сквозь клубы дыма вдруг увидела рядом с электричкой словно смятые кучи тряпья — присмотрелась, а это люди... Больше всего почему-то врезалась в память женщина с огненно-рыжими волосами...”, — пишет после общения с другой жительницей Ессентуков Елена Колонтаевская в газете “Ставропольская правда”.
Погибшие — в основном студенты
Электричку Кисловодск — Минеральные Воды недаром называли "студенческой". Каждое утро на ней ехали на учебу в Пятигорск ребята из станиц и городов всего края. Вагоны всегда были переполнены — сонные лица, рюкзаки, тетрадки, разговоры о зачётах… Казалось, что в тот час в электричке была сама жизнь. И именно в эту жизнь нанесли удар те, кто, похоже, прекрасно знал, как причинить Ставрополью самую страшную боль.

Последствия теракта в поезде Кисловодск-Минводы 5 декабря 2003 года. Фото: Эдуард Корниенко, Ставропольская правда (16+)
Очевидцы вспоминали: вокруг взорванного вагона валялись, догорали тетради, учебники, измятые конспекты — такие знакомые всем символы молодости. Они лежали вперемешку с обломками металла и кровью.
Как писал корреспондент газеты "Вечерний Ставрополь" (16+), один только технологический факультет пятигорского университета в ту трагедию потерял одного студента, семерых увезли в больницу, одна девушка в тяжёлом состоянии лежала в реанимации. И это — не считая тех, кого на тот момент не могли опознать.
"А ведь еще никто не знает точного количества пострадавших среди заочников", — писал журналист.
Жертв могло быть больше
Ещё больший ужас охватывал горожан от мысли, что число жертв в том страшном теракте могло быть в разы больше. И причин для таких тревог оказалось немало.
“Обычно на перегоне у Ессентуков встречаются две электрички — идущая на Минводы и следующая в противоположном направлении. По стечению обстоятельств вторая запоздала. А не то жертв могло бы быть гораздо больше”, — сообщала газета “Эхо планеты”.

Последствия теракта в поезде Кисловодск-Минводы 5 декабря 2003 года. Фото: Александр Цвигун, Ставропольская правда (16+)
Взрыв прогремел всего в 500 метрах от станции — каких-то две минуты, и трагедия произошла бы прямо на вокзале. Там в то время люди встречали родственников, кто-то поднимался на платформу, чтобы занять свои места в вагонах. Мысль о том, что всё могло закончиться ещё страшнее, буквально холодила кровь.
“Люди говорят, что создается впечатление — террористы нагло и цинично экспериментируют, как убить больше людей”, — пишет Елена Колонтаевская в “Ставропольской правде”.
Среди горожан ходили обсуждения: была ли это ошибка террористов — преждевременный подрыв — или же станция изначально не была их целью?
Дополнительный страх вселяла и первая версия оперативников: взрывное устройство могло быть закреплено под вагоном. Люди говорили, что будь подрыв случайным, погибнуть могли не только пассажиры, но и жители домов, расположенных всего в нескольких метрах от железной дороги.

Последствия теракта в поезде Кисловодск-Минводы 5 декабря 2003 года. Фото: Кавказская здравница (16+)
Для кого-то кошмар повторился вновь
Для некоторых пассажиров эта трагедия стала не первым пережитым терактом. Лишь три месяца и два дня назад, 3 сентября 2003 года, в той же самой электричке Кисловодск — Минводы уже звучал взрыв. Тогда погибло 6 человек, около 90 получили ранения. И по жуткому стечению обстоятельств кто-то из выживших в сентябре, вновь оказались в роковом вагоне.
“Преподаватель с военной кафедры Пятигорского политеха второй раз взрывается. И второй раз выживает. Трое студентов оттуда же в рубашке родились, и в который уже раз: они тоже пережили сентябрьский взрыв”, — пишет корр. газеты “Вечерний Ставрополь” (16+).
Среди пострадавших были и двое молодых людей, которые в предыдущем теракте отделались лёгкими ранениями, но сейчас получили тяжелейшие увечья.

Выпуск газеты "Кавказская здравница" (16+). Фото: Анастасия Алексахина, ИА Stavropol.Media
Другой студент того же университета рассказал Василию Танасьеву из газеты “Кавказская здравница” (16+), что в тот день спешил на занятия и сидел во втором вагоне, когда раздался взрыв и всё погрузилось во тьму.
“Все его лицо, руки, ноги в страшных порезах. Что случилось с рядом сидящими, он не может рассказать, потому что ничего не помнит. Уже на выходе из хирургического корпуса я встретился с его родителями. Очень взволнованные мать и отец пытались прорваться к сыну, но блюстители порядка не позволяли сделать этого”, — писал журналист.
От матери журналист узнал, что её сын уже второй раз оказался жертвой теракта. В отчаянии она кричала: "Почему все это происходит?", вспоминает Танасьев.
Елена Колонтаевская из “Ставропольской правды”, работавшая на месте трагедии, писала о мужчине, метавшемся в толпе в поисках сына, который тоже снова ехал в этой электричке.

Последствия теракта в поезде Кисловодск-Минводы 5 декабря 2003 года. Фото: Александр Цвигун, Ставропольская правда (16+)
“Парень только оправился после больницы, в которую попал после предыдущего теракта. Страшно было слышать, как из искорёженного вагона доносятся звонки мобильных телефонов — звонки неистовой надежды на то, что родные и близкие выжили...”, — сообщает журналист.
Похороны растянулись на целую неделю
Дни прощаний стали для жителей Кавминвод не менее тяжелыми. Хоронили уже на следующий день — в субботу, затем в воскресенье, понедельник, вторник… И так всю следующую неделю. Казалось, город погрузился в нескончаемое траурное шествие.
Корреспонденту "Вечернего Ставрополя" особенно запомнился момент, когда со двора выносили тело погибшего юноши, за процессией долго бежала его собака — сбивчивая, потерянная, не понимающая, почему хозяин уходит. Потом животное остановилось и медленно побрело обратно к уже пустому дому.

Последствия теракта в поезде Кисловодск-Минводы 5 декабря 2003 года. Фото: Эхо планеты (16+)
"В трех семьях костлявая унесла сразу по двое: мужа и жену, у которых осталось двое малолетних детей ... мать и дочь, братьев. Их мать все искала кого-то невидящими глазами в толпе, а люди беспокойно шептали: материнское сердце может не вынести горя, да и кто такое в силах пережить: у старшего сына сиротами остались малолетние дети, младший так и не успел жениться…" — писала Елена Колонтаевская в газете "Ставропольская правда".
Эта же журналистка рассказала историю жизнерадостной, открытой девушки Юлии. В день её похорон возле дома собралось много людей — знакомые, соседи, друзья. Её любили за доброту, улыбку, энергию. Похоронили в подвенечном платье — она всего неделю не дожила до своей свадьбы.
Кровь людей пролили три женщины и один мужчина
Спустя несколько дней после теракта являвшийся тогда руководителем ФСБ России Николай Патрушев отчитался перед президентом Владимиром Путиным: теракт совершила террористическая бригада из четырёх человек — три женщины и мужчина.
“Две женщины находились в вагоне и выпрыгнули из него перед взрывом. Одна женщина руководила и наблюдала и вряд ли осталась жива. Личность мужчины едва ли удастся установить. Но это был смертник, поскольку на ногах у него обнаружены привязанные гранаты”, — цитирует слова Патрушева “Вечерний Ставрополь”.
Глава ФСБ также сообщил, что, скорее всего, за поездом наблюдали из машины неподалёку. Вероятно, террористы снимали теракт на видео, чтобы отчитаться о диверсии.

Последствия теракта в поезде Кисловодск-Минводы 5 декабря 2003 года. Фото: Ставропольская правда
Позже “Ставропольская правда” сообщила, что предполагаемая бомба находилась в хозяйственной сумке, стоявшей в проходе вагона. Об этом свидетельствовали экспертизы: на днище вагона была обнаружена дыра.
“Тем не менее характер травм у пострадавших наводит на мысль, что взрывчатка находилась где-то сверху — скорее всего, на полке для ручной клади. У всех пострадавших поражена голова и верхняя часть тела, а при взрыве снизу страдают, как правило, нижняя часть туловища и конечности”, — пишет Елена Колонтаевская.
Свидетели не могли рассказать ничего определённого. Они почти не помнили, что произошло до взрыва и сразу после него: многие находились в шоке, плохо слышали, а в вагоне царила суматоха — электричка была уже почти у станции, многие собирались выходить.
“Некоторые пострадавшие припоминают, что видели мужчину, который явно нервничал, озирался по сторонам и вроде бы попросил кого-то из сидящих положить его сумку на полку. Некоторые говорят, что почти в самый момент взрыва в вагоне громко зазвонил сотовый телефон…”, — сообщала Елена Колонтаевская.

Последствия теракта в поезде Кисловодск-Минводы 5 декабря 2003 года. Фото: Вечерний Ставрополь (16+)
Сутки борьбы за жизни
Многие журналисты отмечали профессионализм медиков, которые действовали с невероятной скоростью и самоотверженностью. Приехавшая бригада из Москвы оказалась практически не нужна — местные специалисты уже полностью взяли ситуацию под контроль.
У пострадавших были тяжелые травмы: поражения головного мозга и костей черепа, грудной клетки и брюшной полости, открытые переломы конечностей, огромная кровопотеря.

Последствия теракта в поезде Кисловодск-Минводы 5 декабря 2003 года. Фото: Кавказская здравница (16+)
"К двум часам дня уже было прооперировано 18 человек, а к 17 часам — 56", — рассказывала О. Неретина в "Ставропольской правде".
Врачи признавались журналистам, что ещё долго с ужасом слышали крики людей, узнававших о смерти своих близких.
Люди верили, что икона предвещала трагедию
Многие после трагедии вспоминали странное и печальное предзнаменование. За несколько дней до теракта в станице Бекешевской Предгорного района замироточила Владимирская икона Божьей Матери.

Выпуск газеты "Вечерний Ставрополь" (16+). Фото: Анастасия Алексахина, ИА Stavropol.Media
“Станичники расценили это как знамение, призывающее к постройке нового храма. Узнавшие в дни траура о чуде кисловодчане — как предупреждение о грядущей беде и скорби Богородицы по невинноубиенным”, — писала Елена Колонтаевская в газете “Ставропольская правда”.
Как это было на самом деле никто не знает, но ясно одно — жители Ставрополья еще очень долго помнили о страшном теракте, искали ответы на вопросы и пытались хоть немного исцелить разбитые сердца.