В зоне проведения специальной военной операции для расчетов зенитного ракетного комплекса "Стрела-10" группировки войск "Днепр" уничтожение неонацистских беспилотников — повседневная боевая работа. Каждый сбитый дрон для них — это не просто уничтоженная цель, а сохраненные жизни военнослужащих прикрываемых подразделений. Материал подготовлен корр. газеты "Флаг Родины" (12+).
Расчеты самоходных ЗРК первыми встречают воздушного противника, обеспечивая прикрытие подразделений в назначенной зоне ответственности. Боевая работа идет под постоянным вражеским давлением, но наши парни действуют грамотно и слаженно, не оставляя врагу ни малейших шансов. Используя все возможности вверенного им оружия, расчеты зенитных ракетных комплексов уверенно уничтожают малоразмерные и скоростные цели.
На херсонском направлении расчеты ЗРК "Стрела-10" отдельной гвардейской мотострелковой казачьей бригады группировки войск "Днепр" ежедневно выполняют боевые задачи на переднем крае под руководством молодого, но уже закаленного в боях командира взвода с позывным "Торнадо".
— В 2023 году окончил Военную академию войсковой противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского, — начинает свой рассказ командир взвода. — Еще в академии за характер и упорство товарищи прозвали меня "Торнадо", здесь это прозвище стало моим боевым позывным. Основная наша задача — своевременно обнаружить и уничтожить средства воздушного нападения противника. Мы прикрываем наши позиции, защищаем личный состав и технику от ударов с воздуха.
"Торнадо" вспоминает свое боевое крещение. Прибыв в указанный район, его взвод заступил на боевое дежурство.
— Мы только заняли позицию, как в сторону наших подразделений пошло "крыло" — украинская "Фурия". Беспилотник искал позиции наших подразделений. Мы с парнями его обнаружили и отработали быстро. Вскоре начался обстрел, противник искал зенитную установку, лишившую его глаз в этом районе, — вспоминает военнослужащий. — Но мы успели сменить позицию, сработали слаженно: сбили цель, совершили перекат и продолжили контролировать воздух.
Такие эпизоды стали частью повседневной службы этого подразделения. Командир признается, что успех работы зенитчиков зависит не только от техники, но и от способности действовать в команде и быстро принимать решения.
Одним из запоминающихся боевых эпизодов для "Торнадо" стала зима 2023 года, когда противник попытался перейти к активному применению FPV-дронов, запускал их группами, стараясь уничтожить позиции и технику.
– В один из дней мы стояли в капонире, "Стрела" была замаскирована, — вспоминает офицер. — Неонацисты начали отправлять к нам FPV-шки. За час мы сбили около двенадцати, но одна все-таки долетела и ударила в борт. Перебило реле запуска двигателя. Надо было срочно менять позицию, а боевая машина не заводилась. Тогда помогла смекалка экипажа.
— Мы открыли крышку двигателя, замкнули контакты обычной отверткой и завели машину. Под натиском "птичек" начинаешь понимать, что техника — это хорошо, но последнее слово остается за специалистом, — отмечает "Торнадо".
Он вспоминает, что дроны в тот день были украинского производства, на корпусах были "трезубцы" и надписи "Виготовлено в Україні".
— Но это им не помогло, — улыбается военнослужащий. — Мы свое дело знали, поэтому и сбили столько беспилотников за час. Неонацисты, наверное, пожалели, что нарвались на нас.
Взвод под командованием "Торнадо" работает как единый механизм, каждый боец готов подстраховать другого в случае чего, да и сам командир может сесть и за рычаги, и на место наводчика-оператора.
— В академии нас учили всему: и водить, и наводиться, и управлять расчетом. Поэтому если нужно — я готов занять любую должность расчета, — объясняет командир. — В бою важно не делить обязанности строго "по уставу", а делать то, что необходимо. Бывали ситуации, когда сам садился за управление и вел машину на самых сложных участках маршрута.
Командование не раз отмечало эффективную боевую работу командира зенитно-ракетного взвода, подтверждением тому медаль Жукова на груди "Торнадо".
Работа зенитчиков в зоне СВО строится по отлаженной схеме. Машины занимают укрытые позиции, находясь в немедленной готовности к боевой работе.
– У нас есть боевые товарищи, которые занимаются перехватом изображения с вражеских дронов, — рассказывает "Торнадо". — Как только они что-то находят, сразу передают нам данные о цели, а дальше наша зона ответственности — обнаружить и уничтожить.
Чтобы быть готовыми действовать в любых обстоятельствах и противостоять любым тактическим приемам неонацистов, взвод регулярно проводит тренировки на полигоне. "Торнадо" отмечает, что противник быстро меняет тактику, и если раньше его дроны шли низко, то теперь стали работать на высотах до 1500-1700 метров.
— Беспилотник все равно должен снижаться, чтобы разглядеть наши позиции, — объясняет офицер. — И вот именно в этот момент мы должны отработать максимально быстро. Перейти в готовность "один" за секунды и сбить цель, пока она не успела что-то увидеть. Такие навыки отрабатываются в ходе занятий и тренировок.
— На тренажерах в академии учишься по-своему, а в бою — все иначе, там каждое промедление может сорвать боевую задачу, поэтому мы делимся опытом с другими подразделениями, перенимаем друг у друга все, что работает. Боевой опыт — самый дорогой, он написан кровью, просто игнорировать его — нельзя, — подчеркивает "Торнадо".
Несмотря на то, что "Стрела-10" разработана еще в советское время, она до сих пор остается эффективной на передовой. Ее основное предназначение — борьба с самолетами, вертолетами и крылатыми ракетами, но благодаря наличию разных режимов наведения комплекс способен успешно работать и по современным беспилотникам.
— У каждого беспилотника есть свой силуэт, свой контраст. Он всегда виден. Благодаря фотоконтрасту можно поражать малоразмерные цели днем, а инфракрасный режим наведения дает возможность уничтожать вражеские БПЛА и ночью. Хоть "Стрела-10" и старенькая, но свои задачи выполняет на отлично, — отмечает командир.
В завершение "Торнадо" предложил мне ближе познакомиться со "Стрелой-10":
— Садись, это нужно прочувствовать!
Под рев двигателя мне стало понятно, что мощности в этой боевой машине достаточно, она уверенно держала дорогу, а ее проходимость просто впечатляла: любые колеи, неровности или сложно проходимые участки не становились для нее проблемой. Оператор вел наблюдение на все 360 градусов, и в случае обнаружения цели был готов выполнить пуск. Сам "Торнадо" поддерживал связь и взаимодействие с другими зенитными средствами в районе, ведь его взвод и его боевая машина — часть слаженного комплекса сил и средств ПВО, который прикрывает это направление.
Этот короткий марш на запасную позицию еще раз показал, что "Стрела-10" надежна, а расчет "Торнадо" готов эффективно действовать в любой ситуации.
Лейтенант Виктор ВОРОНОВ